Фонематический анализ и синтез слов. Формирование фонематического восприятия анализа и синтеза у дошкольников с онр. Список использованной литературы

Надежда Власова
Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному и дифференцированному логопедическому воздействию.

Для достижения поставленной в нашем исследовании цели по изучению навыков фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи , нам необходимо выяснить состояние слухового внимания, уровень развития фонематического

восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием

речи , III уровнем речевого развития. Для исследования фонематических

процессов мы использовали методику Г . Г. Голубевой, адаптировав ее с

учетом психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР , участвовавших в исследовании.

Направления методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР :

1. Слуховое внимание

2. Фонематическое восприятие

3. Фонематический анализ

4. Фонематический синтез

Исследование состояло из двух этапов : I этап : отбор детей с нормальным речевым развитием в контрольную группу и с ОНР - в экспериментальную; исследование уровня развития фонематических процессов речи по разработанной методике .

II этап : изучение и сравнительный анализ состояния фонематических процессов у детей с ОНР общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

Методика обследования речи с балльно - уровневой системой оценки позволяет :

Диагностировать

Уточнить структуру речевого нарушения и оценить степень его выраженности.

Все задания предлагались в игровой форме. Перед началом выполнения задания для его объяснения использовалась словесная инструкция и образец в случае необходимости.

Изучение слухового внимания :

Задание 1. «Угадай, что я делаю»

Цель : выявить способность ребёнка распознавать неречевые звуки.

Материал : рамки М. Монтессори (с кнопками, липучками) .

Ход обследования. Логопед знакомит ребёнка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек. Ребенок выполняет аналогичные действия , а логопед обращает внимание ребёнка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий и просит ребенка угадать, что происходит за ширмой.

Инструкция : «Покажи, что я делала»

Пояснение. В случае неудачи педагог помогает ребёнку, демонстрируя рамки повторно.

Оценка результатов :

4 балла – правильно распознает все предложенные звуки самостоятельно

3 балла – путает два из предложенных вариантов

2 балла – не узнает один из предложенных звуков (после пояснения)

1 балл - затрудняется в определении источника звука во всех случаях после пояснения.

Задание 2. «Ритмическое эхо»

Цель : изучить развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур :

Способ воспроизведения : «отхлопывание» в ладоши.

Ход обследования : Логопед предлагает отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары. Инструкция : «Повтори за мной»

Оценка результатов :

4 балла - правильно воспроизводит все предложенные комбинации

3 балла - воспроизводит ритмические ряды с тремя ошибками

2 балла - затрудняется в воспроизведении четырех и более ритмических рядов

1 балл – не воспроизводит ни одного из ритмических рядов.

Задание 3. «Лишнее слово»

Цель : определить уровень развития слухового внимания к звучащей речи .

Материал : карточка с речевым материалом.

Речевой материал :

Сом, ком, индюк, дом

Лимон, вагон, кот, бутон

Мак, бак, веник, рак

Совок, венок, каток, зуб

Пятка, ватка, лимон, кадка, сук

Ветка, диван, клетка, сетка, сок

Каток, моток, дом, поток

Процедура : Логопед предлагает ребёнку прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные.

Инструкция : «Прослушай несколько слов и скажи, какое лишнее, непохожее на остальные» .

образец :

«Мак, бак, так, банан» . Лишнее слово «банан» .

Оценка результатов :

4 балла - правильно выделил «лишнее» слово во всех предложенных рядах

3 балла - выделил «лишнее» слово в четырех рядах

2 балла - в четырех рядах не выделил «лишнего» слова

1 балл – не выделил «лишнего» слова ни в одном случае.

Изучение фонематического восприятия :

Задание 1. «Повторение слогов»

Цель : выявить уровень фонематического восприятия .

Материал : карточки со слогами.

Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок повторяет.

Инструкция : «Послушай, затем повтори» .

Речевой материал :

Па-ба, та-да, ва-та, на-та, ка-га, та-на.

БА-ба-па, та-да-та, ка-га-ка, ба-бя-ба.

Оценка результатов :

4 балла - правильно повторяет все предложенные варианты

3 балла – правильно повторяет все предложенные варианты из первого ряда, две комбинации из второго ряда

2 балла - путает слоги, их последовательность из второго ряда (безошибочно только первый ряд)

1 балл - затрудняется в повторении комбинаций любой сложности.

Задание 2. «Послушай-покажи»

Цель : выявить способность распознавать слова, различные по произношению одним звуком.

Материал : карточки с картинками-изображениями называемых слов.

Речевой материал :

Мышка-мишка, корова-корона, точка-бочка, маска -каска.

Ход обследования : Логопед предлагает прослушать слова и показать их на картинках.

Инструкция : «Покажи то, что я назову» »

Оценка результатов :

4 балла - правильно показывает все предложенные комбинации

3 балла - правильно показывает только две предложенные комбинации

2 балла - выполняет задание с тремя ошибками

1 балл - затрудняется в показе всех картинок.

Изучение фонематического анализа :

Задание 1. «Выделение звука»

Цель : выявить способность выделять звук в слоге.

Материал : карточки с буквами (семь букв : О, А, Ы, И, Э, У, И)

Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающей звук, который повторяется в предложенных слогах.

Инструкция : «Послушай. Определи общий звук во всех слогах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Он – ор; па – ка – на; ты – мы – лы; ил – ит – ис; эх – эт – эс; ру – ну – ту; ти – ки - ни.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет звук во всех семи предложенных вариантах

2 балла - допускает три-шесть ошибок

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из семи вариантов.

Задание 2. «Выделение гласного ударного звука»

Цель : выявить способность выделять звук в словах в начальной позиции под ударением.

Материал : карточки с буквами (пять букв : О, И, А, У, Э) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с буквой, обозначающей звук в начальной позиции слова.

Инструкция

Речевой материал : обувь, искра, астры, узкий, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь.

Оценка результатов :

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла – допускает от трех до девяти ошибок

Задание 3. «Выделение согласного звука»

Цель : выявить способность выделять согласный звук в словах в начальной позиции.

Материал : карточки с буквами (шесть букв : П, Д, М, К, Б, Н) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в начальной позиции слова.

Инструкция : «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Пух, пол, пышка, пачка

Дым, дом, дочь, дудка

Мак, муха, море, миска

Ком, кошка, каска, курица

Булка, борщ, бант, боль

Нос, наш, норка.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один раз

(от двух до пяти) ошибок

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

Задание 4. «Последний звук»

Цель : выявить способность определить последний звук в слове.

Материал : карточки с буквами (шесть букв : М, К, Ш, А, Ч, Н) .

Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в конце слова.

Инструкция : «Послушай. Определи последний звук во всех словах и подними соответствующую букву».

Речевой материал :

Дом, мак, камыш, муха, танк, ключ, барабан.

Оценка результатов :

4 балла – правильно выделяет последний звук во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла - допускает несколько (от трех до шести ошибок)

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

Задание 5. «Сколько звуков?»

Цель : выявить способность определить количество звуков в слове.

Материал : предметные картинки с изображением предметов : дом, луна, рак, сова, жук, утка, рыба, шар; карточки с цифрами : 3 и 4.

Ход обследования. Логопед показывает предметную картинку. Ребенок определяет количество звуков в слове и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец

Инструкция : «Посмотри на картинку. Определи, что это, сколько звуков в этом слове? Подними соответствующую карточку с цифрой».

Речевой материал :

Дом, луна, рак, совы, жук, утка, рыба, шар.

Оценка результатов :

4 балла – правильно определяет количество звуков во всех предложенных вариантах

3 балла - ошибается один или два раза

2 балла - допускает три или четыре ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может определить количество звуков в большинстве слов или ни в одном из вариантов.

Изучение фонематического синтеза :

Задание 1. «Соедини звуки»

Цель : выявить способность соединять последовательно названные звуки в слово.

Ход обследования. Логопед называет отдельно звуки. Ребенок мысленно соединяет их и называет полученное слово.

Инструкция : «Прослушай звуки. Какое получится слово, если их соединить? Назови это слово».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :

«н» , «о» , «с» - нос.

Речевой материал :

«к» , «о» , «т» - кот

«л» , «у» , «н» , «а» - луна

«с» , «о» , «к» - сок

«н» , «о» , «т» , «ы» - ноты

«з» , «у» , «б» , «ы» - зубы

Оценка результатов :

4 балла – правильно называет все полученные слова

3 балла - ошибается один раз

2 балла - допускает две ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить слово ни в одном из вариантов.

Задание 2. «Составь слово»

Цель : выявить способность составлять слово из звуков, представленных в хаотичном порядке.

Ход обследования. Ребенку предлагается составить слово, используя звуки, данные в разбивку.

Инструкция : «Я буду называть звуки. Запомни их. Постарайся составить из них слово. Назови это слово».

Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :

«о» , «д» , «м» - дом.

Речевой материал :

«о» , «к» , «т» - кот, кто

«т» , «у» , «л» , «с» - стул

«к» , «о» , «с» - сок

«а» , «ф» , «ш» , «р» - шарф

«б» , «у» , «з» , «ы» - зубы

Оценка результатов :

4 балла – правильно составляет и называет все слова

3 балла - ошибается один раз

2балла - допускает две-четыре ошибки

1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить ни одного слова.

Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.

Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу , поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т.е. владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является последней – фонематический анализ слов. По этой причине мы на нем остановимся.

Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе его звуковую структуру. В частности, ребенок должен уметь определить следующее:

Какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;

Сколько всего звуков в слове;

Какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т.д.);

Каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова (например, какой звук в слове «лампа», слышится перед М и какой после М).

Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков. Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово , должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а? » (звуки произносятся по одному, с паузами между ними).

Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. (Напомним, что в процессе записи слова он как бы фотографически переносит его звуковой состав на бумагу, последовательно изображая каждый входящий в состав слова звук в виде соответствующей ему буквы). Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно «туманной», то ее искажение на письме будет неизбежно, появятся пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, то есть возникает дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов. В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа- «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «прота», окно – «конно»); добавление букв(таскали – «тасакали»);пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).

Для правильного овладения процессом письма необходимо , чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна – «белабе заратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила – «на ступила»).

Полным фонематическим анализом слов, о котором мы говорили выше, ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости - ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работа над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов , то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Выявление предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза.
У ребенка старшего дошкольного возраста необходимо проверить владение им теми видами звукового анализа слов, которые доступны детям данного возраста. К таким видам анализа относятся следующие:

1. Узнавание звука на фоне слова.

Ребенок, владеющий этим видом анализа, должен уметь ответить на такой вопрос: «Есть ли звук Р в слове Р-Р-Роза? В слове ШУБА? В слове ЛУНА? В слове ШАР-Р-Р? (Интересующий нас звук произносится несколько утрированно). Точно так же можно проверить и наличие в словах любого другого звука.

2. Определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

а) где ты слышишь звук С в слове С-С-СУМКА: в начале, в середине или в конце слова?

б) где ты слышишь звук С в слов ЛЕС-С-С?

в) где ты слышишь звук С в слове ВЕС-С-Сна?

Но прежде чем предлагать ребенку эти задания, необходимо убедиться в том, что он хорошо понимает значение слов «начало» и конец, поскольку нередко дети дошкольного возраста не видят между этими словами смыслового различия , а значит, отвечают просто наугад.

3. Выделение звука из начала и конца слова.

Здесь предполагается умение ответить на такие вопросы:

а) какой первый звук в слове И-И-ИВА? (этот ударный гласный звук произносится несколько более длительно). А в слове А-А-АСТРА?

б) какой последний звук в слове МАК? А в слове НОС-С-С?

При попытке выделения из начала слова не гласного, а согласного звука (Какой первый звук в слове САХАР?), что является более сложным заданием, ребенок на первых порах вместо звука может выделить целый слог и отвечать, что первый звук здесь СА. То же самое может наблюдаться и при попытке выделения гласного звука из конца слова (например, в слове ЛУНА последним «звуком» ребенок считает слог НА).Именно по этой причине и следует начинать с приведенных выше самых простых заданий.

Проверяется и состояние з в у к о в о г о с и н т е з а. С этой целью ребенку предлагается узнать слово по отдельным звукам, т. е. синтезировать его из этих звуков. Ребенок должен ответить на следующие вопросы: Какое слово получится из таких звуков: С-Л-О-Н? К-А-Р-Т-А? С-Т-Р-А-У-С? (Можно взять и любые другие слова).

Если ребенок 6-7 –летнего возраста окажется не в состоянии справится с приведенными здесь видами достаточно простых заданий, т.е. если он не имеет даже самого элементарного представления о звуковой структуре слов , «не слышит» в них никаких отдельных звуков, а воспринимает их как нерасчленимое целое, то это следует считать явной предпосылкой рассматриваемого нами вида дисграфии. Такой ребенок не сможет в отведенные школьной программой довольно короткие сроки овладеть полным фонематическим анализом слов и неизбежно будет страдать дисграфией на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Единственная возможность предупреждения этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка рассмотренные здесь простейшие виды звукового анализа слов, которыми он должен владеть в старшем дошкольном возрасте. То есть речь опять-таки идет о выравнивании «западающего звена», или об устранении уже имеющихся предпосылок дисграфии.

Для этой цели используются упражнения, подобные приведенные выше и рассчитанные на то, чтобы привлечь внимание ребенка к звуковому составу слова , дать ему возможность внимательно вслушаться в отдельные составляющие слово звуки, выделить в нем хотя бы некоторые из них. Для максимального облегчения этой задачи выделяемые звуки, как это было выше, произносятся несколько утрированно. Систематически упражняя ребенка в выполнении тех трех типов заданий, с которыми он не справился при обследовании, постарайтесь добиться свободного выполнения каждого из них. Это позволит обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен быть в норме у ребенка старшего дошкольного возраста.

А далее самым первым шагом на пути к полному звуковому анализу слова может стать следующий. Произносим сочетание, состоящее из двух гласных звуков и имитирующее крик «А-У!» в лесу. Каждый из звуков произносится длительно. Ребенок должен определить , какой из звуков он слышал первым, а какой – вторым. Если дошкольник справится с этой задачей, то звуки затем меняются местами (У-А!) и имитируют плач ребенка. Снова предлагается определить последовательность звуков. В случае затруднений на первых порах можно предложить ребенку самому произнести эти звуки (« эффект проговаривания»). Кроме того, можно предложить ему посмотреть на положение губ взрослого при произнесении одного и другого звука, то есть подключить и зрительный анализатор. В дальнейшем же нужно будет опираться только на слуховое восприятие и постепенно сокращать продолжительность звучания звуков.

Далее переходим к звуковому анализу обратного слога, состоящего из гласного и согласного звуков (типа АХ, ОХ, УХ, УС). В обратном слоге звуки произносятся менее слитно, чем в прямом (типа ХА), поэтому ребенку их значительно легче расчленить. Он , какой звук слышится первым, а какой после него. При успешном выполнении этого задания можно попытаться предъявить для анализа и прямые слоги − ХА, СА, МА и другие, где на первом месте находится согласный звук. Каждый из звуков произносится несколько удлиненно. Ребенок также определяет их последовательность.

Предлагаются упражнения и на синтез слов из звуков, то есть на узнавание слов по отдельно предъявленным звукам, как это делалось в процессе обследования.

Если еще в дошкольном возрасте ребенок овладеет хотя бы этими «подступами» к предстоящему ему в дальнейшем полному звуковому анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с непреодолимыми трудностями, приводящими к появлению рассматриваемого здесь вида дисграфии. Ее предпосылки будут ликвидированы.

Литература.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991г-224с.


  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 – 336с.

  3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208с.

  4. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной - М.: Просвещение, 1968. - 367с.

  5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, 2001. - 240с.

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -- М.: Владос, 1997

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.) Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.. В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

  • а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
  • б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
  • в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
  • г) слова без стечения согласных:
    • 1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
    • 2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
  • д) слова со стечением согласных:
    • 1) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
    • 2) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
    • 3) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
    • 4) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
    • 5) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
  • е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств -- графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

  • 1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).
  • 2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).
  • 3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).
  • 4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.
  • 5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
  • 6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.чением согласных.

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В. К. Орфинской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

Звуковой ряд из 2-3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, т. е. слог, а также произносится более длительно.

В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, г/а), затем ряда-слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

I этап - формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап - формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

Примерные задания:

1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукового анализа необходимо учитывать фонетическую трудность слова.

При этом широко используются письменные работы.

Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:

1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ван, ут.а, лу.а, б.нокль.

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.

4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

5. Добавить различное количество звуков к одному и тому лее слогу, чтобы получилось слово:

Па-(пар) па- -(парк) па- - -(паром) па -----(паруса)

6. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

7. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.

Р у ч к а

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

8. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы; луг - плуг;

б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон;

в) Переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос - слово.

9. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)!

10. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот - топор - рука.

11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

12. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: п...........

простокваша).

13. Составить графическую схему предложения.

14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос - сон, кот - ток, сор - рос, топ - пот.

15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

16. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки; например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

17. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

18. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: «сом», «косы», «мак», «топор», «забор».

19. Какой звук убежал? (Крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама).

20. Найти общий звук в словах: луна - стол, кино - игла, окна - дом.

21. Раскладывание картинок под графическими схемами. Например:

Прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и слоги. Кружочками обозначаются звуки: темные кружочки - согласные, светлые кружочки - гласные звуки.

22. Придумать слова к графической схеме.

23. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

24. Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т. д., слово-название которых соответствует данной графической схеме.

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа дается опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения. Конечной целью логопедической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1 - 2 предложений. Например, предлагается картинка «Мальчик читает книгу». С помощью вопросов определяется субъект (мальчик), предикат (читает), объект действия (книгу). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки соотносятся непосредственно с предметами и действиями, изображенными на картинке. Дети составляют предложение по картинке. В дальнейшем схему выкладываются не на картинке, а под ней.

Предлагаются различные графические схемы для предложений из трех элементов (Девочка рвет цве ты), из четырех элементов (Мальчик рисует дом карандашом).

Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы: подбор предложений по данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой (предлагаются две схемы); самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме; составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме.

Например, предложения Девочка бежит; Мальчик рисует можно свести к одному обобщенному смыслу: кто-то выполняет какое-то действие (значение субъект - предикат).

После усвоения обобщенных значений нескольких структур предложений рекомендуется выбрать среди других те, которые имеют одинаковое с данным обобщенное грамматико-смысловое значение. Например, среди предложений: Девочка читает книгу; Мальчик ловит бабочку; Дети катаются с горки - выбрать те, значение которых сходно по структуре с предложением. Девочка рвет цветы.

Используют и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений в устной и письменной форме.

При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т. д.

Последовательность работы определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе.

Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи.

Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях и текстах.

Аналогичная работа по развитию грамматического строя речи проводится и при устранении семантической дислексии, обусловленной недоразвитием грамматического строя речи и проявляющейся в неточности понимания прочитанных предложений.

Разделы: Логопедия

В настоящее время в связи с Федеральными государственными требованиями необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья в речевых группах создать условия для успешного усвоения общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Основную массу логопедических групп составляют дети с общим недоразвитием речи. Это дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы - фонетика, лексика и грамматика.

Многие исследователи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи, ведущей причиной ошибок на письме и в чтении. Поэтому занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового, фонематического восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза. Зная, что развитие фонематических процессов, одна из важнейших задач для педагогов, и понимая важность данной работы, мы начали углубленно работать по теме: “Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников с ОНР”

В свою очередь, работая в речевой группе, мы заметили, что, несмотря на целенаправленную работу по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза на занятиях и в свободной деятельности, дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова. А накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза.

По нашему мнению, это связанно с некоторыми особенностями детей с ОНР. Дети данной категории отличаются не только низким уровнем речевого развития, но и недостаточно сформированными психическими процессами: низкой концентрацией внимания, небольшим объемом памяти, отсутствием контроля за чужой и собственной речью. Кроме того, дети данной категории нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание. К таковым, относятся: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, замкнутость, робость, пассивность, обидчивость и пр. Поэтому традиционные виды работы по развитию фонематического слуха, оказываются недостаточными для детей данной категории.

Реализуя поставленные задачи, мы пришли к выводу, что работа по данному виду деятельности, должна проходить более углубленно, более комплексно. Учитывая вышесказанные специфические отклонения высших психических функций, мы решили интегрировать упражнения и различные виды игр по развитию фонематического слуха во все области непосредственной образовательной деятельности.

В результате такой ежедневной, целенаправленной комплексной работы воспитанники овладели фонематическим анализом и синтезом быстрее и лучше предыдущих выпускников.

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры по развитию фонематических процессов, которые мы адаптировали для использования при организации непосредственной образовательной деятельности детей в различных областях.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза в образовательной области “Познание”

1. Игра “Магазин без продавца”

Цель. Закрепить понятие о количестве; развитие навыков звукового анализа - определение последовательности и количества звуков в слове.

Оборудование. Игрушки на определенные звуки – разные товары и вещи разной формы, карточки с определенным звуком и формой.

Описание игры. В магазине (на столе воспитателя) расположены разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Воспитатель дает ребенку карточку- чек на которой написана буква (А. П. С. У. К. и.т.д.) и фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Ребенок-покупатель выбирает предметы соответствующей формы и на заданный звук. Он получает покупку, если правильно найдет звук в слове и опишет форму товара.

2. Игра “ У кого столько же?”

Цель. Закрепить счет, упражнение в нахождении равенства, формирование фонематического слуха.

Оборудование. Карточки с кружками, карточки с картинками или предметы, игрушки.

Описание игры. Дети (подгруппа детей) сидят за столом. Каждый игрок получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго комплекта (или предмет). Взрослый называет предмет. Дети повторяют слово по слогам и отхлопывают. Ребенок у которого на карточке столько же кружков поднимает карточку. Например, слово кот – карточка с одним кружком.

3. Игра “ Наседка и цыплята”

Цель. Закрепить понятие о количестве, развитие фонематического слуха и восприятия.

Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят, музыкальный молоточек

Описание игры. Два стола составить вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу. Цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи – пи- пи)

Развитие фонематического анализа и синтеза при организации непосредственной образовательной деятельности детей в образовательной области “Физическая культура” и на прогулках

1. Игра “Чай – чай - выручай”

Цель. Развивать внимание, координацию движений, быстроту движений, автоматизация звука (Ч).

Описание игры. Дети встают в круг. Выбирается водящий по считалке. Если много детей то 2-3 водящих. Тот, кого осалили, останавливается на одном месте, разводит руки в стороны и повторяет слова “Чай- чай – выручай”. Другие игроки по желанию могут рискнуть и выручить осаленного, коснувшись его рукой. В этом случае он возвращается в игру. Но выручающий рискует тоже быть осаленным, так как водящий, как правило, не отходит далеко от осаленных. Игра заканчивается, когда водящий осалит всех. Новый “вода”, выбирается считалкой или по жребию.

Цель. Закрепление произношения звука (Ш), развитие фонематического слуха, Развитие внимания, координации движения, быстроты движения.

Описание игры. С помощью считалки выбирается водящий “вода”. Все играющие выстраиваются в одну линию, метрах 20 от водящего. “Вода” поворачивается к ним спиной, лицом к стене, столбу или другому предмету, который обозначает границу игровой площадки. “Вода” громко произносит слова “Тише едешь – дальше будешь! Стоп!” и резко поворачивается лицом к играющим. Пока он говорит, игроки бегут к нему. Но как только прозвучало слово “Стоп!”, они должны остановиться и замереть. Если в тот момент, когда водящий повернулся, кто-то из игроков продолжает двигаться, “вода” отправляет его обратно к линии отсчета. Еще в течение нескольких секунд “вода” смотрит на играющих. Если за это время кто-то из них пошевелится, его также отправляют назад. Игра заканчивается, когда самый быстрый и ловкий касается рукой “воды” В этом случае он сам становится на место “воды” и игра повторяется.

Цель. Развитие слухового внимания, определения направления звука в пространстве, развитие координации движения.

Описание игры. Водящий выбирается по считалке. Ему завязывают глаза повязкой. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал Если водящий угадал, дети меняются местами

4. Игры с мячом

Цель. Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза, формирование фонематического восприятия умение выделять заданный звук в слове, формирование слоговой структуры слова, совершенствование умения придумывать слова с заданным количеством звуков и слогов, активизация словаря по теме.

Описание игры. Дети стоят в круге (можно играть с одним ребенком при индивидуальной работе). Взрослый задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос.

  1. Назови сколько в слове звуков (лук, суп, луна...и. т. д.)
  2. Назови слово на первый звук.
  3. Отстучи мячом количество звуков в слове (кот, сом, окно...и.т.д.)
  4. Какой по счету в слове звук “Ш” (шапка, шубка, шмель, мыши, тушь...и.т.д.)
  5. Сколько в слове гласных (согласных звуков)
  6. Придумай слово с 3-мя, 4-5 звуками.
  7. Подбери слова со звуком “Р” (впереди, конце, середине слова)
  8. Отхлопай сколько слогов в слове
  9. Назови предметы в группе, начинающиеся на первый звук “А” “О” “У” “Ш” “С” “Р”...и.т.д.
  10. Какой звук в слове (БАК) первый – (звук “Б”-согласный, твердый, звонкий...и. т. д.)
  11. Определение последовательности и количества звуков в слове
  12. Сколько звуков в слове (Кукла?)
  13. Какой первый, второй... пятый звук?

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза в непосредственной образовательной деятельности детей в области “Безопасность”.

1. Игра “Светофор”

Цель. Развитие слухового внимания, координации движения, развитие общей моторики, обогащение словаря, согласование числительных с существительными и прилагательными, закрепление знаний детей о светофоре и Правилах дорожного движения

Оборудование Светофор, рули

Описание игры. Дети стоят в круге. Взрослый читает стихотворение.

Помогает с давних пор
Верный друг наш – светофор

Дети произносят слово “светофор”, хлопая 3 раза в ладоши (отхлопывают слоги)

Взрослый показывает “светофор” и говорит.

У него больших три глаза - дети рисуют три круга в воздухе
Не горят они все разом
Если красный загорелся – дети рисуют круг руками
То нельзя переходить - дети качают головой
Надо ждать на тротуаре
И машины пропустить. – дети берут рули, крутят стоя на месте
Если желтый загорелся, – дети рисуют круг руками
Значит скоро мы пойдем
Глаз зеленый загорелся – дети рисуют круг руками
Стоп, машины, мы идем! – дети маршируют, повторяя текст
Мы дорогу перешли,
По делам своим пошли.
Помогает с давних пор
Верный друг наш – светофор. - дети произносят слово “светофор”, хлопая 3 раза в ладоши (отхлопывают слоги)

2. Игра “Белки и грибы”

Цель. Дифференциация съедобных и ядовитых грибов, автоматизация и дифференциация звуков “Ц” и “Ч”.

Оборудование. Картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов.

Описание игры. Дети делятся на две команды, одна из команд – команда белок. На полу (столах) разложены “грибы”.

Дети. Белки, белки, цок-цок-цок-цок, вы скажите, где грибок?

Мы его, цок-цок-цок-цок, отнесли на свой дубок.
Есть в лесу еще грибочки, их найдете вы на кочках.
Вы их будете искать, мы вам будем помогать
Раз – два - три-ищи!

После произнесения стихотворения, по окончании счета, команда белок и команда детей старается найти и собрать как можно больше “съедобных грибов”. Побеждает та команда, которая собрала больше “съедобных грибов” и не взяла ни одного “ядовитого гриба”.

3. Игра “Пожарная машина”

Цель. Координация речи с движением, обогащение словаря, работа над темпом и ритмом речи, развитие фонематического слуха, закрепление знаний об основах пожарной безопасности.

Описание игры. Дети стоят в кругу, взрослый читает слова и показывает пожарную машину детям

Вот пожарная машина
На пожар стрелой летит - дети бегут по кругу, руки в стороны
Мы на месте, остановка – дети останавливаются
Что случилось? Что горит? – дети смотрят налево и направо, прикладывая то правую, то левую ладонь козырьком ко лбу
Пламя высоко взлетает!
Дыма черного клубы – дети поднимают руки над головой и рисуют круги в воздухе
Искры в воздухе сверкают!
Все за дело! Шланг тяни! – закрывают лицо руками, “тянут” шланг
Шланг мы дружно размотали – согнутыми в локтях руками и сжатыми в кулак пальцами изображают разматывающийся шланг (от себя)
Ну, огонь, теперь держись! – грозят пальцем
Бьет струя воды тугая. – “держат в руках шланг, заливая огонь”
Пламя гаснет, потухает... - руки поднимают над головой и постепенно, опуская их, присаживаются.
Без подмоги обошлись, - встают на ноги, “вытирают рукой пот со лба”
Даже детям стало ясно,
Что с огнем шутить опасно! - грозят пальцем
Если вдруг опять беда,
“01” звони всегда – “пишут пальцем в воздухе “01”, прикладывая телефонную трубку к уху”

Список использованной литературы.

  1. Н.М. Быкова “Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2010. – 160 с. (Кабинет логопеда;
  2. Игры для детей дошкольного возраста/ Т.В. Колбаскина, И.П, Лобурева, Г.А. Огурцова. Москва: Образ компании, 2006. – 192 с.: ил.;
  3. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.). – СПб.: “Паритет”, 2003. – 112 с. – (Серия “Рождаюсь. Расту. Развиваюсь”).;
  4. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.: ил.

Читайте также: