Происхождение и эволюция домашней собаки. История происхождения собаки С какой целью был создан вид собаки

Не существует единой точки зрения на происхождение собаки. Наиболее вероятными предками домашней собаки большинство исследователей считают волка и шакала. При этом ряд исследователей придерживаются теории монофилетического происхождения и считают предком собаки только волка, а некоторые из них даже включают собаку в состав С. lupus на правах подвида. Существуют и другие версии.

Исключают шакала из предков собак, как второго по вероятности, и те, кто опирается на анатомо-физиологические различия - на том основании, что мозг шакала значительно мельче собачьего.

Против версии о происхождении от шакала выступают и те ученые, которые длительное время наблюдали на воле шакалов и живущих в тех же районах одичавших собак. Они утверждают, что хотя в искусственных условиях эти животные и скрещиваются, но в природе держатся обособленно и не скрещиваются никогда. Шакалы воют и лают совсем не так, как волки и собаки.

Дж. П. Скотт из университета в Огайо в своих исследованиях установил у домашней собаки 90 характерных черт поведения, например, поднятие лапы при испускании мочи, кружение перед тем, как улечься и т.п. Из этих 90 отличительных черт 71 характерна и для волка. Следует заметить, что отсутствующие черты наименее примечательны, а кроме того, возможно, они просто ускользнули от внимания в связи с тем, что наблюдения за волками весьма затруднительны. Отсутствуют также некоторые черты, связанные с охотничьим поведением. Тщательное изучение шакала и койота показало, что у них гораздо меньше общих с собакой черт.

Палеонтологи указывают, что в районах Китая, откуда произошло несколько пород собак, в древних отложениях встречаются черепа волков и собак, а шакалов - нет, следовательно, в этом районе происхождение от шакалов исключено.

Вместе с тем современные сведения о взаимоотношениях домашней собаки с другими видами подрода Canis не исключают возможности ее полифилетического происхождения от волка, шакала и, возможно даже - койота. Происхождение собаки от шакала считалось невозможным также из-за хромосомных различий этих видов. В настоящее время установлено, что у волка, койота, шакала и собаки по 78 хромосом.

Шакал легко приручается, держится рядом с человеком, зачастую питаясь бытовыми отбросами. Формы черепов содержавшихся в неволе шакалов на протяжении нескольких поколений изменяются и становятся более похожи на черепа домашних собак. Вспомним, что гипотеза волк-шакал была гипотезой Ч.Дарвина, который обосновывал ее необыкновенным разнообразием форм и внешнего вида собак. Он высказывался за широкое полифилетическое происхождение домашней собаки, основываясь и на больших экстерьерных различиях представителей разных пород. Но разнообразие пород можно объяснить и усилиями собаководов, выводящих породы для самых различных целей.

Данные по гибридизации собаки с волком, шакалом и койотом свидетельствуют о свободном скрещивании этих видов, жизнеспособности и плодовитости их потомков. При серологическом анализе обнаружили, что собака ближе к койоту, чем к волку. Известны в природе и случаи гибридизации собак и койотов, которые раньше были распространены значительно шире. Таким образом, участие шакала и возможно койота, особенно на начальных этапах формирования домашней собаки полностью исключить нет оснований.

Точка зрения, что современные домашние собаки - полифелетическая группа, - происходящая от нескольких предков (монофилетическая - от одного предка). Одним из первых эту точку зрения высказал французский натуралист Сент-Илер. Великий англичанин Ч. Дарвин тоже склонялся к ней. Политической группой считал собак крупный специалист по домашним животным профессор зоологии немец Келлер. В пользу полифелитического происхождения собак Келлер приводил следующие соображения:

1 - домашние собаки, у которых с самого начала ясно выражены признаки породы, рано появляются в далеко лежащих друг от друга культурных областях;

2 - собаки, живущие в разных областях, имеют сходство с обитающими там дикими собачьими - аргумент, взятый у Дарвина;

3 - слишком разнообразна и неоднородна группа домашних собак, чтобы можно было объяснить только искусственным подбором, произведенным с потомками одного предка.

Существует еще ряд гипотез о происхождении домашних собак.

Так ряд ученых предком собаки считает давно вымерший вид дикой собаки. В археологических раскопках находят скелеты и черепа еще не одомашненных собак. Эти дикие собаки обитали 10 - 15 тыс. лет назад и дали начало домашней собаке, возможно от одного или нескольких, вероятно от семи, вымерших видов по числу основных групп домашних собак (борзые, шпицеобразные и т.п.). Или от особого вида вымершего некрупного волка Canis volgensis. Именно эта волкообразная собака, по мнению Н.К. Верещагина, вероятно, и была общим предком первобытных пород домашних собак. Позднейшая гибридизация одомашненных волжских волков с серым волком

была вполне вероятна уже на ранних стадиях, т.е. в эпоху неолита и бронзы. Nowak (1979) вероятным предком домашней собаки и современного волка считает вымерший вид волка - С. etruscus.

Наконец, некоторые авторы считают, что одним из предков собаки мог быть похожий на койота вымерший вид. Такие виды были широко распространены на территории Евразии, а одна из древнейших домашних собак - торфяная - и произошла от койотообразных предков. Собака же Иностранцева - продукт скрещивания примитивных шпицев с волками (по строению черепа она схожа с волком).

Так что происхождение собаки довольно загадочно и возможно, точно мы его никогда не узнаем. По остроумному замечанию Б. Рассела «Собака не может рассказать свою автобиографию, как бы красноречиво она ни лаяла, она не может сообщить вам, что ее родители были хотя и бедными, но честными собаками...».

Обобщенно можно сказать, что домашняя собака произошла от одного или нескольких вымерших видов псовых, но не исключается и их возможная дальнейшая гибридизация с ныне живущими видами.

Наибольшее сходство домашняя собака имеет с волком, который и был по всей вероятности основным ее предком. Но и другие виды - шакал и возможно койот приняли участие в формировании данного вида. Так же как вероятно участие и некоторых вымерших видов псовых, т.е. широкое полифилетическое происхождение домашней собаки.

Собака была одомашнена в четырех признанных центрах одомашнивания животных: китайско-малайском; индийском; средиземноморском и африканском. Первичные центры доместикации собаки - Европа, Передняя, Северовосточная и Центральная Азия и Северовосточная Африка. Таким образом для домашней собаки характерна политопия, т.е. ее распространение из многих очагов.

В стоянках древних людей жили полуприрученные и полудомашние волки, шакалы, и другие виды. Да, в природе не отмечены случаи спаривания шакалов с собаками и тем более с волками. Но когда шакал взят из логова еще слепым щенком, а такое было вполне возможно, его могли взять хотя бы с целью выкормить и потом при нужде съесть. У таких животных запечетлевание (импринтинг) приходится не на особей своего вида, а на собак или даже волков (живших на стоянке). Щенков могли и подложить к кормящей самке - той же собаке. В этом случае собаки рассматриваются шакалом как его «родственники» и половые партнеры. И тогда при спаривании родятся гибриды, ну а то, что они плодовиты мы уже знаем. Возможно они несли в себе что-то новое, что было интересно древним людям. Поэтому их оставляли в живых, оставляли и их потомство.

При этом не обязательно участие всех перечисленных видов в каждом центре одомашнивания собак. В северных районах это в основном, волки и, может быть, койот, в южных - волки и шакал. Т.е. в формировании домашней собаки как вида участие принимали те виды из перечисленных, которые обитали в данном районе. И не обязательно несколько, возможно только один. А потом во время массового переселения народов происходило смешение древних собак, формирование новых примитивных пород, которые имели уже смешанную наследственность. Это случалось не раз за долгую историю народов, чему способствовали войны, торговля и путешествия. Происходило распространение домашних животных, в том числе и домашних собак. Во всяком случае сейчас домашние собаки узнают и понимают друг друга, несмотря на очень большие породные различия. Об общности происхождения собак говорит и внешний вид новорожденных щенков, независимо от породы.

Таким образом за счет дрейфа генов нивелировался генотип древних пород собак. Это происходило, да и происходит сейчас только уже в меньшей степени, т.к. заводским породам (а их большинство) свойственно разведение в себе. И конечно, почти полностью прекратилось прилитие крови их диких предков, хотя и сейчас возможны случаи спаривания волка и собаки, проводимое специально, как в породах лаек у северных народов, или просто как дань моде в настоящее время на метисов в некоторых странах. Наблюдения показывают, что волчицы могут спариваться с собаками при отсутствии или низкой численности волков-самцов в популяции. В этом случае свое потомство они выращивают как волчат и эти гибриды становятся еще опаснее для домашних животных, да и для человека. Как уже говорилось выше, в природе известны случаи гибридизации собак и койотов.

Собак начали одомашнивать 10 -12 тыс. лет назад, а по некоторым данным - 15 -20 и более тыс. лет назад, когда человек был кочевником - собирателем, охотником и рыболовом. Контакты конечно были еще раньше. На всем протяжении своего развития человек постоянно контактировал с различными представителями псовых. Вначале это было соседство, затем партнерство, а потом служение. По мере того как развивалось человеческое общество, все четче прослеживались признаки одомашнивания на черепах собак.

Вначале отношение первобытного человека к псовым было чисто гастрономическим. Предки собак оказывались в числе той возможной «дичи», которой кормился древний человек, использовались и шкуры, как постели и одежда. Пойманных волков, шакалов и других псовых, особенно щенят, держали на привязи, в ямах, или разрешали бегать свободно. Люди могли также пользоваться остатками успешных охот псовых. Последние вероятно близко подходили, или жили рядом со стоянками и питались в том числе отбросами и остатками пищи человека. Возможно среди древних псовых были и такие, которые легко входили в контакт с человеком, но при этом оставались свободными и самостоятельными.

В Австралии динго живут как дикие собаки, подобно волкам и шакалам. Но есть и полуприрученные, живущие в стоянках австралийцев. Они свободно бегают как по стоянке, так и по окрестностям. Если их плохо кормят, они совсем дичают или уходят к новому хозяину.

Не исключено, что с охоты люди приносили щенят и воспитывали их, может и просто для забавы, что можно наблюдать и сейчас у примитивных племен. Привыкнув к человеку, животные делались сторожами и резервом пищи при недостатке какой-либо другой, а позже и помощниками на охоте. .

Со временем появились и другие формы «общения». У собак сильно развит инстинкт охраны своей территории. Живя около стоянки, они наверняка защищали территорию при вторжении хищника. А соседство сильного «зверя» - человека делало их жизнь безопаснее. При тревоге «подключались» и те собаки, которые жили на стоянках, но они уже защищали непосредственно стоянку - свою территорию. Вдобавок, отвлекали внимание хищника предоставляя человеку большую свободу действия (он мог спрятаться или напасть в удобный момент). Таким образом пользу получал и человек. Может так и формировалась» одна стая» - человек - собака.

Нельзя сбрасывать со счета и становление собак культовым животным. Возможно, в каких-то племенах представители псовых были готемными животными, от которых, как считали они, вели свое происхождение. Таких тотемных животных держали в стойбищах, пытались привлечь поближе к стоянкам и диких представителей. Возможно и жертвовали им часть добычи. В последующем, при появлении религии, они становились воплощением отдельных богов.

Известно, например, что в шумерской мифологии собака была священным животным. В древнем Египте почитались шакалы и собаки, посвященные богу Анубису, которого изображали с головой шакала или собаки. В древней Греции собаки были посвящены богиням Гекате и Артемиде, в Риме - Диане.

На всем протяжении становления человеческого общества рядом с ним была собака - первое животное, одомашненное человеком. По мере изменения социального уклада человеческого общества изменялись и «специальности» собак. Вначале главной ее задачей была охрана стойбища и помощь на охоте. На первом этапе приручения возможно появились первые шпицеобразные собаки. Они первоначально обитали по соседству со стоянками людей, выполняя в частности роль и санитаров на стоянках и сторожей, предупреждая о появлении незваных посетителей. Это были некрупные собаки, не внушающие опасения как хищники. Возможно их даже подкармливали, стараясь удержать около стоянки как сторожей, которые к тому же защищали свою территорию от вторжения других хищников. Позже, когда человек стал охотником, их стали использовать и для охоты, главным образом в лесистой местности. В южных, степных районах, где больше открытого пространства собаки отклонялись к типу борзооб-разных и гончеобразных. Эти группы пород относятся к наиболее древним, а некоторые из них достаточно мало изменились с тех пор.

Примерно 14 тыс. лет назад, после того как климат потеплел, ледники отступили и сократилась численность стад крупных мигрирующих млекопитающих, люди стали осваивать новые источники пропитания. До этого главным занятием была охота, а теперь рыбалка, земледелие и скотоводство. Люди начали вести более оседлый образ жизни, появились небольшие поселения, а в них лучшие возможности одомашнивания животных.

С развитием животноводства собака становится незаменимым помощником первобытных скотоводов. Мало того, что пастухи пасли скот пешими, еще и сами животные не были одомашнены в достаточной степени и соответственно послушными. Стада домашнего скота были лакомым куском для хищников, которых было значительно больше чем сейчас. И главной задачей первых пастушьих собак была охрана стад домашнего скота от диких хищных зверей. Это предопределило и тип собак - они должны были быть сильными, злобными, выносливыми, способными противостоять хищнику в единоборстве. По-видимому в это же время их стали использовать и в военных целях. Так появились первые догообразные.

При дальнейшем развитии скотоводства и земледелия и при уменьшении пресса хищников, главной задачей собак становится пастьба домашних животных, в частности овец и помощь пастухам в управлении стадом. Это в первую очередь относится к достаточно освоенным территориям с высокой плотностью населения и привело к появлению и широкому распространению овчарок, что очень характерно для Европы.

При переходе в неолитическую эпоху с освоением земледелия и скотоводства человек активно включил в круг своих хозяйственных интересов и собаку, что сразу же отразилось на ее внешнем виде и положило начало породообразованию. В отличие от природных популяций, где относительное однообразие поддерживается механизмом стабилизирующего отбора, отсеивающего, устраняющего генетические и, соответственно, фенотипические отклонения, в популяциях собак включился новый механизм, названный Д.К. Беляевым, дестабилизирующим отбором, снимающим ограничения на формообразовательный процесс. Понятно, что человек при отборе собачьего потомства руководствовался его практической полезностью, и под его опекой сохранялось то, что в дикой природе элиминировалось. Причиной же формообразовательного процесса является и накопленный груз мутаций, доставшийся от дикого предка, и новообразующиеся мутации. У дикого вида накопившиеся мутации могли быть лишь рецессивными и существовать в гетерозиготном состоянии. Естественно, что доминантные мутации, скажем, бесшерстность, в природе были обречены на летальный исход. В популяциях домашних собак весьма высок коэффициент инбридинга, да и человек для получения полезных результатов сознательно применял близкородственное скрещивание. В этих условиях накопленный груз рецессивных мутаций предка выщепляется в гомозиготном состоянии и проявляется фенотипически. Проводимый человеком отбор, закрепляя новые мутации и активизируя те, что накоплены предковым видом, создает такое сочетание генов в геноме, которое ведет к его дестабилизации и к изменению самого проявления и выражения мутаций, результатом чего является вспышка формообразования.

Уже для неолита на территории Европы выделено семь ископаемых форм домашней собаки.

1 - Canis familiaris inostranzem Anuczin . Собака Иностранцева. Найдена проф. А. А. Иностранцевым на стоянке древнего человека в районе Ладожского озера при прокладке обводного канала и описана зоологом Д. Н. Анучиным. Крупное животное, похожее на волка, с более короткой мордой и сильными челюстями. Находка датируется 3-4 тысячью лет до н. э.

2 - Canis familiaris putiatini Studer . Найдена в окрестностях Бологое. Возраст собаки Путятина около 6 тысяч лет. Череп по строению близок к черепу динго.

3 - Canis familiaris leineri Studer . Лейнерова собака описана Штудером из раннего неолита в окрестностях Бодмана.

4 - Canis familiaris palustris Rutimeyer . Нашел и описал Руйтимер в свайных постройках швейцарских озер. Он назвал ее торфяниковой (торфяной) собакой. Короткая узкая лицевая часть похожа на таковую у шпица, поэтому данную форму иногда называют торфяниковым шпицем. Останки такой собаки найдены в свайных постройках Мюнхена, пещерах Бельгии, на побережье Ладожского озера и в других местах. Возраст около 4 тысяч лет.

5 - Canis familiaris matris optima Seittels . Бронзовая собака, возраст около 3 тысяч лет. Обнаружена в Чехии, России. Крупная собака с клиновидным черепом, длинной узкой мордой, с хорошо выраженным гребнем затылочной кости. Возраст 4-5 тысяч лет. Предполагается, что использовалась как пастушья собака для охраны стада.

6 - Canis familiaris intermedius Woldricu . Пепельная или зольная собака, названная так в связи с тем, что ее костные останки находят в золе жертвенных костров на территории от Австрии до Амура. Латинское название переводится как промежуточная, что говорит о промежуточном положении ее черепа между черепами торфяниковым шпицем и бронзовой собаки. Форма черепа похожа на череп современных гончих собак с тупой мордой и обостренным переходом к мозговой части черепа.

7 - Canis familiaris decumanus Nehring . Кости этой собаки найдены Нерингом под Берлином. Крупная собака, череп близок к черепу собаки Иностранцева. Отдельными признаками напоминает догообразных.

Вот так и появился наш самый верный и самый первый друг, приобретенный человеком еще в каменном веке. И это при том, что за всю историю человечества, начиная от неолитической, из всего богатства животного мира одомашнено лишь 0,0039% фауны нашей планеты.

Специалисты считают что всего в мире существовало около 2000 пород собак, сейчас их значительно меньше, МКФ признано около 400 пород собак. Много пород утеряно безвозвратно, породы исчезают и сейчас, также как и появляются новые.

Вступая на зыбкую почву теорий и догадок, основанных на скудных доказательствах и фрагментарных находках, сразу разочаруем тех, для кого важны только факты: их пока очень мало. Даже происхождение слова собака остается неясным – то ли от скифского «spaka», то ли от древнего парси «sabah», то ли от славянского «со боку», то есть сбоку. Кем были предки собак? Как и кто кого одомашнил? С какой целью? Одна версия любопытнее другой, и все они частично подтверждены археологами и генетиками.

Около 50 млн. лет назад планету населяли миациды, от которых, предположительно, произошли все известные хищные млекопитающие. Это были небольшие зверьки, чем-то похожие на куниц: удлиненное гибкое тельце, длинный хвост, острые зубки, а главное – большой мозг, что говорит о высоком уровне интеллекта. И только спустя 35 млн. лет потомки миацидов приобрели черты, схожие с современными собаками (а так же лисами, медведями и т.д.).

Буквально пару десятков лет назад теория происхождения собаки от волка считалась наиболее вероятной. Ученые, пытающиеся ее опровергнуть, не воспринимались всерьез. А как иначе? Волки и некоторые древние, «примитивные» породы собак, очень схожи и внешне, и социальным устройством стаи. Генетически – почти копия друг друга. Собаки и волки способны приносить общее потомство, и иногда спариваются в естественных условиях, без участия человека.

Но последние археологические находки и научные эксперименты почти полностью отрицают «волчье» происхождение собак. Почему? Загибаем пальцы:

  • Многочисленные попытки получить новый вид, скрещивая собаку и волка, провалились. Гибриды (вплоть до 16 поколения) остаются гибридами – истеричными, антисоциальными, пассивно-агрессивными;
  • Черепа древних собак разительно отличаются от черепов древнего волка, когда по логике они должны быть схожими даже больше, чем сегодня;
  • По сей день волка невозможно одомашнить. Приручить, имея определенные знания – да, но одомашнить – невозможно. Если собака произошла от еще более диких, древних волков, как люди сумели за столь короткий промежуток (в сравнении с историей планеты) так тесно подружиться с этими животными?;
  • Если происхождение собаки от волка действительно было бы истиной, почему современные собаки уступают волкам физиологически? Человек, одомашнивая любое животное, делает его лучше, это выгодно. Домашние куры несутся лучше диких, коровы дают больше молока, лошади выносливее диких предков. В процессе доместикации происходит примитивная селекция, отбор лучших производителей, который непременно приводит к тому, что одомашненное животное становится лучше, больше, сильнее, мясистее (от кого что требуется). А собака, при равных условиях (вес, сложение, степень агрессии и т.д.) уступает волку;
  • И, наконец, недавно выяснилось, что собака с точки зрения генетики ближе к койоту, а не к волку. Кстати, именно койоты и шакалы могут в «голодный год» подойти к селению и крутиться неподалеку, явно выпрашивая подачку или воруя отходы. По одной из теорий (небесспорной), так вели себя предки собак. А вот волк не станет выискивать отбросы. Скорее стая нападет на людей, посчитав их легкой добычей.

Предок или предки?

Ранее считалось, что история происхождения собаки восходит к единственному виду, от которого произошли все современные породы. Эта теория говорила в пользу «волчьего» прошлого. Однако теперь многие ученые склоняются к тому, что собаки, несмотря на столь схожий генотип, происходят от нескольких доисторических видов.

  • На разных территориях находят фрагменты скелетов доисторических собак, которые относятся примерно к одному периоду, но сильно отличаются размерами, строением и другими параметрами;
  • ДНК ездовых собак севера имеет большое сходство с ДНК динго, что отличает их от всех других пород. А это уже как минимум два предка. И, кстати, сходства с полярными волками меньше, чем с динго. Почему? Собак привезли с собой? Почему северяне не одомашнили местных волков?;
  • Изучая происхождение пород собак, зоологи проводили многочисленные исследования по межпородному скрещиванию. Результат оказался удивительным: все метисы очень похожи друг на друга, внешняя разница стирается. Это означает, что имея однообразный материал (единого предка), люди не смогли бы вывести столько пород. В конце концов, собаки стали бы походить друг на друга, отличаясь лишь размерами и цветом шерсти, разница исчезла бы.

Кто кого?

Нет единого мнения и на счет того, как происходил процесс одомашнивания. Кто был инициатором – человек или доисторическая собака? Кому было выгоднее это сотрудничество? Ведь происхождение собаки настолько древнее, что она успела «отметиться» близ людских стойбищ задолго до начала доместикации. Если одомашнивание началось около 12000 лет назад, то взаимовыгодное сотрудничество – около 35000 лет назад. Люди той эпохи жили впроголодь, вели кочевой образ жизни и вряд ли превосходили ловкостью и силой диких предков собаки. Кстати, этот факт опровергает теорию о том, что собака пришла к людям за «подачкой». Доисторические предки собак были сильнее, и явно охотились успешнее. А люди выживали, обгладывая кости до блеска. Вряд ли человек стал бы кормить животное. Отбросы? Да их и не было, съедалось все. Да и зачем выносливому превосходному хищнику что-то выпрашивать?

Оставим дебаты любителям поспорить и обратим взор на группу ученых, которые, по логике вещей, выдвигают наиболее правдоподобную теорию. Итак, доказано, что одомашнивание началось почти одновременно на различных территориях планеты. А потому происхождение домашней собаки не может объясняться единственным событием. Скорее всего, люди одомашнили собак разными путями:

  • В горных районах находят останки доисторических собак, которые, судя по всему, жили в пещерах. В этих же пещерах селились люди, прячась от холода и крупных хищников. Собаки занимали небольшие ниши с низкими потолками, люди – более просторные «комнаты». Собаки – территориальные животные, и не покидали насиженных мест. Люди, оценив выгоду соседства (своеобразная «сигнализация», а в голодное время – пища), не стали прогонять собак;
  • В равнинной местности, изобилующей живностью, люди наблюдали за тем, как собаки охотятся в стае. Некоторые ученые считают, что люди даже учились у собак выслеживать, загонять и убивать крупную добычу. Постепенно обе стороны пришли к мнению, что совместная охота куда безопаснее и продуктивнее;
  • Убив суку, человек брал щенков в стойбище: в качестве забавы для детей, в качестве пищи. Если охота была удачной (т.е., если пищи было достаточно), щенки имели шанс вырасти и жить неподалеку, самостоятельно охотясь, но возвращаясь на свою территорию. А зачем людям гнать бдительного сторожа?

Дальше – проще. Люди эволюционировали, а вместе с ними менялись и собаки. Одомашнили овец – потребовались охранники, способные прогнать волков и других хищников. Затем и пастухи, навострившиеся управлять стадом. Оседлый образ жизни – сторожа и защитники, зубами отстаивавшие территорию. Доказано, что те племена, которые водили тесную дружбу с собаками, были успешнее и жили сытнее племен, не обзаведшихся четвероногими спутниками.

Собака играла и играет огромную роль в жизни человечества. Ее нельзя поставить в один ряд ни с одним другим животным. Но, как и происхождение слова собака, история наших лучших друзей и помощников пока остается тайной. Был ли общий предок у собаки и волка? Наверняка. Произошли ли собаки от волка? Крайне сомнительно. Скорее всего, существовал некий вид, от которого в ходе эволюции произошло несколько очень схожих видов, близкородственных, но имеющих отличия. Вероятно, многие из них вымерли. Более удачливые и стали предками современных собак.

Ископаемые предки собак

Почти наверняка можно сказать, что собака была первым по времени другом человека, т. е. она была первым животным, которое ему удалось приручить. Дикарь отдаленных времен, не знавший еще ни одного домашнего животного, мог жить только в лесах тропических стран, где плоды, орехи и ягоды обеспечивали его существование, и где на деревьях он мог спасаться от хищных зверей. Кроме растительной пищи он добывал себе птичьи яйца, молодых птиц, гадов, моллюсков и прочую живность, которую можно было промыслить голыми руками или каменной булавой. Жаркий климат его родины давал ему возможность обходиться безо всякой одежды. Из страха перед крупными хищниками человек со своими каменными орудиями не решался уходить далеко от своей берлоги. Степи, горы, а также леса умеренного пояса, где зимой он не мог ходить в своем природном костюме, и где в холодное время пищи было недостаточно, были для него совершенно недоступны.

Приручение собаки в корне меняет быт дикаря. В ней он нашел друга, который по своей привязанности к хозяину, смелости, по своему чутью и силе вскоре сделался незаменимым для первобытного человека. Собака, прежде всего, была надежным защитником от врагов. При первых признаках опасности ему уже не было необходимости взбираться на дерево, - он всегда мог рассчитывать на помощь своих четвероногих друзей, способных одолеть и крупного хищника; к тому же при своем остром чутье, собака предупреждала своего хозяина об опасности настолько заблаговременно, что тот успевал принять надлежащие меры, а это было очень важно: никакой самый ловкий хищник, хотя бы барс, не мог застать человека врасплох.

Со своим новым помощником дикарь, вооруженный только кремневыми орудиями, отваживался отходить от своей берлоги и нападать на крупных зверей. Олени, козы, медведи, которые были ему недоступны, при содействии собаки сделались предметами его охоты. Она отыскивала ему дичь, преследовала раненых животных, а в случае неудачи выручала из беды своего хозяина. Словом, благодаря собаке, из оседлого лесника человек превратился в бродячего охотника-зверолова. Подвижный образ жизни расширил умственный кругозор дикаря, из глубины лесов он стал выходить на опушку, новые неизведанные страны открылись перед его боязливым взором, они манили его к себе, и человек проник туда и освоился там с помощью собаки. В горах он приручил диких коз, кабанов, и все та же собака защищала его стада от диких зверей. Спускаясь на зиму со своими стадами к подножию гор, он познакомился со степями. Обилие корма для скота, простор и отсутствие крупных хищников влекли первобытного человека в эти травянистые равнины. Здесь он встретил новых животных оказавшихся пригодными для приручения. Это были дикие родичи лошадей и быков, с одомашнением которых в жизни дикаря началась новая эра. На просторе степи его стада овец, коз и коров быстро размножились; лошади сокращали ему расстояния; все это внесло довольство в жизнь человека, и у него появился досуг, которым он прекрасно воспользовался, придумывая всевозможные улучшения своего простого хозяйства. Он научился делать из глины горшки, ткать из шерсти материи и открыл способ приготовлять хлеб из семян диких злаков; затем он выучился разводить их искусственно и превратился в земледельца, не оставляя своих прежних друзей - домашних животных.

Медленно и постепенно человек покорял стихии, расселялся по всем странам и сделался царем земли. Всем этим он больше всего обязан не кому иному, как собаке, так как без нее он долго и бесплодно боролся бы в тщетных попытках выйти из своего глухого тропического леса и на долгое время остался бы дикарем.

В последствии, на границе исторического периода, когда собака уже сослужила свою главную службу, человек стал заботиться об улучшении первобытной природы этого животного. Сообразно многообразным потребностям он выводил самые разнообразные породы собак - мелких, крупных, собак с превосходным чутьем, с быстрым бегом и проч. Датский дог, болонка, пудель, бульдог могут служить примером, до какой степени разнообразны эти породы.

Результаты многовековой племенной работы хорошо отслеживаются по изображениям собак на древних памятниках. На египетских памятниках 3400-2100 гг. до н.э. изображены собаки различных пород. Большинство из них похожи на борзых. На более поздних памятниках этого периода изображены собаки, схожие с гончими и норными (таксами). А на ассирийском памятнике, относящегося к периоду около 640 г. до н.э., имеется изображение большого мастифа. Подобных примеров достаточно много, чтобы утверждать: различные породы собак существовали уже несколько тысяч лет назад.

Собака домашняя относится к млекопитающим животным отряда хищников. Вопрос о происхождении домашней собаки до сих пор остается трудноразрешимой задачей. Сложность заключается в том, что домашние собаки - удивительно разнообразная и широко изменчивая группа. По размаху морфологической изменчивости собаку, которую ученые считают единым видом, вполне можно сопоставить со всем семейством собачьих, представленных более чем тремя десятками видов. Более того, многим диким видам семейства собачьих соответствуют в общих чертах сходные с ними по внешним признакам породы домашней собаки.

Подавляющее большинство авторов возможными предками домашней собаки называют именно виды рода Canis, причем чаще всего предком собаки считают волка, реже - обыкновенного шакала. Прочие виды этого рода фигурируют как возможные прародители собаки у меньшего числа авторов.

Современные останки собак, найденные при раскопках стоянок человека каменного века, свидетельствуют о том, что предки домашних собак обитали вблизи от поселений первобытного человека и питалась отбросами. Это способствовало постепенному приручению собаки.

Приручение предков современной домашней собаки происходило в разных местах, вследствие чего животные характеризовались значительным разнообразием. Все это позволило человеку создать породы домашних собак с различными поведением и внешними формами экстерьера.

Конрад Лоренц считает, что человек сначала привлек шакала, чтобы тот давал ему знать о приближении крупных хищников и других врагов. Потом собаки стали помогать в охоте. Другая картина получится, если считать, что предок собаки сперва использовался именно для охоты. Очевидно, что для этого больше подходили волки или другие животные посильнее шакала. Так или иначе, «прособака» должна была быть зверем с сильно выраженной социализацией, т. е. способностью привыкать и привязываться к другим существам, в том числе к людям. Следовательно, почти наверняка это должно быть стайное животное. Из ныне живущих родственников собаки волк наиболее социален, хотя и у шакалов, и у койотов эти свойства хорошо развиты.

Необходимым условием процесса одомашнивания был отбор на лояльность и не агрессивность по отношению к человеку. Многие авторы называют отбор на пониженную агрессивность по отношению к человеку важнейшим фактором.

Существует точка зрения, что современные домашние собаки - полифелетическая группа, - происходящая от нескольких предков (монофилетическая - от одного предка). Одним из первых эту точку зрения высказал французский натуралист Сент-Илер. Великий англичанин Ч. Дарвин тоже склонялся к ней. Политической группой считал собак крупный специалист по домашним животным профессор зоологии немец Келлер. В пользу полифелитического происхождения собак Келлер приводил следующие соображения:

1 - домашние собаки, у которых с самого начала ясно выражены признаки породы, рано появляются в далеко лежащих друг от друга культурных областях;

2 - собаки, живущие в разных областях, имеют сходство с обитающими там дикими собачьими - аргумент, взятый у Дарвина;

3 - слишком разнообразна и неоднородна группа домашних собак, чтобы можно было объяснить только искусственным подбором, произведенным с потомками одного предка.

Действительно, ни одно домашнее животное не имеет такого широкого спектра столь непохожих друг на друга пород, как домашняя собака.

Келлер выделяет следующие основные группы домашних собак и их предков:

1 - шпицеобразные;

2 - собаки-парии;

3 - овчарки;

4 - борзые и выводимые от них гончие;

5 - догообразные собаки;

6 - собаки нового света до появления там европейцев.

Предком шпицеобразных собак Келлер называет обыкновенного шакала. Этот же вид дал азиатских собак-парий, тогда как африканские собаки-парии выводятся от африканского шакала-волка, которого теперь считают подвидом обыкновенного шакала. Группа овчарок, по Келлеру, происходит от индийского волка, которого в начале ХХ века считали самостоятельным видом, а теперь классифицируют как мелкий подвид серого волка. Центр происхождения борзых собак, очень древней группы, находится в Древнем Египте. Борзые собаки упоминаются еще во времена Древнего Царства, когда они использовались для охоты на антилоп. Прародителем группы борзых Келлер называет эфиопского шакала - стройного, длинноногого и очень длинномордого зверя средних размеров. Келлер также упоминает, что египтяне держали ручных гиеновых собак, прекрасных выносливых бегунов и охотников на различных антилоп. От борзых прослеживается ряд к типичной гончей собаке. В Древнем Египте есть изображение древней собаки, похожей на таксу, только со стоячими ушами.

В другой древнейшей цивилизации мира - шумеро-вавилонской находят очень ранние свидетельства о существовании догов. Летописи упоминают о существовании догов за 4 тыс.лет до н.э. Большинство авторов выводят всех догообразных собак от тибетского дога, который, как считают, в свою очередь произошел от тибетского волка. В настоящее время тибетский волк полностью вымер, это был зверь, похожий на обыкновенного волка, только черной окраски и более плотной конституции. Тибетский дог - очень крупная собака «величиной с осла», как описывает ее в 1300 году Марко Поло. Дог использовался, для охоты на диких быков.

В книге К. Лоренца «Человек находит друга» можно прочитать, что все собаки произошли от двух предков - волка и шакала. Лоренц считает, что все породы собак делятся на «волчьи» и «шакальи». При решении вопроса о том, к какому типу относится та или иная порода, он, в первую очередь ориентируется на поведение собаки. К.Т. Сулимов, занимавшийся гибридизацией шакала и собаки, что обыкновенный шакал вряд ли может быть основным предком собаки: слишком сильно отличаются эти виды по своим выразительным движениям и общему рисунку поведения. А волки и собаки без особого труда находят необходимое взаимопонимание. Волки и собаки спариваются не только в искусственных условиях, но и в природе, когда у волчицы или волка нет партнера среди своего племени.

Современная фауна собачьих - бедное и жалкое подобие той, богатой и обильной, которая была на Земле во времена позднего плейстоцена, когда начался процесс одомашнивания собак. К.Т. Сулимов считает, что одним из предков собаки мог быть похожий на койота вымерший вид. Случаи гибридизации койота (луговой волк) и собаки известны даже в природе.

За последние годы разрешение вопроса о происхождении собак значительно продвинулось вперед. На основе достижений современной науки, особенно генетики, многие ученые считают, что, несмотря на все разнообразие собак, они произошли от одного волкообразного предка, от которого путем дивергенции и расхождения ветвей произошли с одной стороны собаки, а с другой - волки в настоящем их виде. В современном виде от существующего волка никакой собаки произойти не может.

Подтверждением сказанному служит число хромосом, имеющихся в одинаковом количестве - 78, как у собак, так и у волка. У шакала хромосомный набор другой и собака от него произойти не могла. Собака свободно скрещивается только с волком и дает плодовитое потомство. По-видимому, вымерший волкообразный предок собаки и волка был широко распространен по всему земному шару, и от него произошли местные собаки, а именно в Европе, Азии, на севере Африки, возможно в северной Америке. На остальные континенты собаки были завезены позднее.

Собака - первое животное, прирученное и одомашненное человеком. Судя по археологическим раскопкам, это произошло в каменном веке, когда древние люди еще не занимались земледелием и скотоводством, а добывали себе пищу и одежду охотой на дикого зверя. В Европе самые старые находки костей домашних собак сделаны в так называемой «Датской кухне» и Шведских неолитических стоянок в Съехалмене. Возраст их обитателей в 10-12 тыс.лет. В Англии были найдены останки собак, датированные 7200-7900 гг. до н.э. В Иране обнаружили останки собак возрастом приблизительно 11,5 тыс. лет. Почти такие же по древности (9,5-8,3 тыс.лет до н.э.) костные останки были найдены в пещере Беверхед в Айдахо.

В1862 году в свайных постройках швейцарских озер были найдены останки собаки, относящиеся к периоду неолита (около 10 тыс.лет до н.э.). Они принадлежали собаке небольшого роста, которую назвали торфяной (или болотной). Позднее останки подобной собаки были найдены при раскопках вблизи Мюнхена, в Померании, в пещерах Бельгии около Майнца, в египетских гробницах, а на территории России - на побережье Ладожского озера, во Владимирской губернии. Некоторые собаки были большого роста.

По мере того, как изменялись и улучшались условия жизни древнего человека, особенно с переходом к оседлому образу жизни, занятию земледелием и скотоводством, расширялись и повышались требования к собаке. Это побудило человека к выведению новых специализированных пород. Производился искусственный отбор собак с полезными для него качествами. Применялись и другие методы совершенствования собак. Так, например, по утверждению древнеримского писателя и ученого Плиния, галлы привязывали своих собак-сук в лесах для вязки с волками, чтобы щенкам-потомкам передавались их неприхотливость, высокая выносливость и свирепость. При активном воздействии человека, целеустремленной племенной деятельности в различных частях земного шара были выведены и получили распространение породы собак, приспособленные для охоты, охраны жилищ и домашних животных, перевозке тяжестей, военных целей и пр.

Из книги Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак автора Коппингер Лорна

Изучение собак Почему нужно изучать собак? Биологический вид, к которому принадлежат домашние собаки, Canis familiaris, можно смело назвать успешным, даже чрезвычайно успешным. Это означает, что, трансформировавшись по сравнению со своими предками, волками, они и теперь

Из книги Исчезнувший мир автора Акимушкин Игорь Иванович

Предки предков Итак, перипатус не был предком членистоногих - насекомых, пауков, скорпионов, фаланг, раков. Непосредственно переходная форма от червей к артроподам еще не найдена. Оставим этот вопрос пока нерешенным. Поищем-ка лучше своих собственных предков. Их следы

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Часть третья Основы мичуринской биологии. Вопросы содержания, ухода, кормления, разведения и выращивания собак. Краткие сведения о болезнях

Из книги Спутник следопыта автора Формозов Александр Николаевич

ИСКОПАЕМЫЕ НОРЫ В степных местностях, на отвесных склонах балок, ближе к верхнему краю откосов видны то округлые, то вытянутые пятна, заметно выделяющиеся окраской среди окружающего грунта. Эти пятна почвоведы называют кротовинами. Обычно они располагаются несколько

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

ЖИВЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Изучая окаменелости, можно сделать вывод, что ни один вид не сохраняется вечно - средний срок распространения отдельного вида длится от одного до десяти миллионов лет. Из всех видов, когда-либо обитавших на Земле, 99,9 % являются вымершими, поэтому случаи

Из книги Род человеческий автора Барнетт Энтони

ИСКОПАЕМЫЕ Ископаемые - это останки вымерших организмов или отпечатки их следов в камне. Большинство ископаемых находят в виде твердых частей скелета, поскольку мягкие ткани и органы умерших животных либо поедаются другими животными, либо разлагаются. В процессе так

Из книги Эмбрионы, гены и эволюция автора Рэфф Рудольф А

Ископаемые человекообезьяны Эволюционная ветвь человека отделилась от общего ствола приматов примерно 30–60 миллионов лет назад, когда бесхвостые человекообразные обезьяны выделились в отличную от обычных обезьян группу. Если обезьяны прыгают с дерева на дерево,

Из книги Микрокосм автора Циммер Карл

Глава 1 Зародыши и предки Вероятно, мне следует пояснить, - добавил барсук, нервно опуская свои бумаги и глядя поверх них на бородавку, - что все зародыши выглядят в общем одинаково. Зародыш - это то, что вы есть прежде, чем вы родитесь на свет. И станете ли вы в будущем

Из книги Неандертальцы [История несостоявшегося человечества] автора Вишняцкий Леонид Борисович

Предки из морозильника В УГЛУ ОДНОЙ ИЗ ЛАБОРАТОРИЙ Университета штата Мичиган в идеальном круге покачивается небольшой столик. Там на орбитальном шейкере (встряхивателе) установлен десяток колб с бульоном. Жидкость в них вращается по кругу идеальным конусом без единого

Глава 8 Итак, не все ли равно, сосали ваши предки турье молоко или нет? Миллиард человек на Земле страдает избыточным весом, наши животы нависают над поясом штанов, а организм страдает от лишней нагрузки. Хуже всего дела в этом отношении обстоят в Соединенных Штатах, но

Из книги Природа человека (сборник) автора Мечников Илья Ильич

ПОТЕРЯННЫЕ ПРЕДКИ Летом 1888 года профессор Петербургского университета Иоганн Рогон совершал геологические экскурсии неподалеку от северной столицы, в окрестностях Павловска. Места эти очень его привлекали. Мало того, что здесь выступают на поверхность древнейшие слои,

Из книги Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены автора Марков Александр Владимирович

Наши предки жили до 600 лет? Каков же предельный возраст, которого может достичь жизнь человека?В древние времена некоторым избранникам божиим приписывали жизнь в несколько веков. По Библии, Мафусаил достиг 969 лет. Однако предание это основано на ошибочном расчете.По

Из книги Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии автора Клёсов Анатолий Алексеевич

Арди свидетельствует: предки людей не были похожи на шимпанзе В октябре 2009 года вышел в свет специальный выпуск журнала Science, посвященный результатам всестороннего изучения костей ардипитека - двуногой обезьяны, жившей на северо-востоке Эфиопии 4,4 млн лет назад. Вид


Собака домашняя относится к млекопитающим животным отряда хищников. Вопрос о происхождении домашней собаки до сих пор остается трудноразрешимой задачей. Сложность заключается в том, что домашние собаки - удивительно разнообразная и широко изменчивая группа. По размаху морфологической изменчивости собаку, которую ученые считают единым видом, вполне можно сопоставить со всем семейством псовых, представленных более чем тремя десятками видов. Более того, многим диким видам семейства псовых соответствуют в общих чертах сходные с ними по внешним признакам породы домашней собаки.

Не существует единой точки зрения на происхождение собаки. Наиболее вероятными предками домашней собаки большинство исследователей считают волка и шакала. При этом ряд исследователей придерживаются теории монофилетического происхождения и считают предком собаки только волка, а некоторые из них даже включают собаку в состав Canis lupus (волки) на правах подвида. Существуют и другие версии.

Исключают шакала из предков собак, как второго по вероятности, и те, кто опирается на анатомо-физиологические различия - на том основании, что мозг шакала значительно мельче собачьего.

Палеонтологи указывают, что в районах Китая, откуда произошло несколько пород собак, в древних отложениях встречаются черепа волков и собак, а шакалов - нет, следовательно, в этом районе происхождение от шакалов исключено.

Вместе с тем современные сведения о взаимоотношениях домашней собаки с другими видами подрода Canis не исключают возможности ее полифилетического происхождения от волка, шакала и, возможно даже - койота. Происхождение собаки от шакала считалось невозможным также из-за хромосомных различий этих видов. В настоящее время установлено, что у волка, койота, шакала и собаки по 78 хромосом.

Данные по гибридизации собаки с волком, шакалом и койотом свидетельствуют о свободном скрещивании этих видов, жизнеспособности и плодовитости их потомков. При серологическом анализе обнаружили, что собака ближе к койоту, чем к волку. Известны в природе и случаи гибридизации собак и койотов, которые раньше были распространены значительно шире. Таким образом, участие шакала и возможно койота, особенно на начальных этапах формирования домашней собаки полностью исключить нет оснований.

Существует еще ряд гипотез о происхождении домашних собак.

Так ряд ученых предком собаки считает давно вымерший вид дикой собаки. В археологических раскопках находят скелеты и черепа еще не одомашненных собак. Эти дикие собаки обитали 10-15 тыс. лет назад и дали начало домашней собаке, возможно от одного или нескольких, вероятно от семи, вымерших видов по числу основных групп домашних собак (борзые, шпицеобразные и т.п.). Или от особого вида вымершего некрупного волка Canis volgensis. Именно эта волкообразная собака, вероятно, и была общим предком первобытных пород домашних собак.

Наконец, некоторые авторы считают, что одним из предков собаки мог быть похожий на койота вымерший вид. Такие виды были широко распространены на территории Евразии, а одна из древнейших домашних собак - торфяная - и произошла от койотообразных предков.

Обобщенно можно сказать, что домашняя собака произошла от одного или нескольких вымерших видов псовых, но не исключается и их возможная дальнейшая гибридизация с ныне живущими видами.

Наибольшее сходство домашняя собака имеет с волком, который и был по всей вероятности основным ее предком. Но и другие виды - шакал и возможно койот приняли участие в формировании данного вида. Так же как вероятно участие и некоторых вымерших видов псовых, т.е. широкое полифилетическое происхождение домашней собаки.

Доместикация собаки

Доместикация – это процесс преобразования диких животных в домашних. Доместикационными называют те изменения, по которым домашние животные отличаются от своих диких предков. Так, у собаки в процессе одомашнивания изменялось строение черепа, рост, появился лай, который был нужен для предупреждения человека об опасности. Окрас шерсти и цвет глаз становился более светлым, так как изменялся образ жизни: из ночного переходил в дневной. Самки уже могли давать потомство два раза в год, и их плодовитость стала, больше чем прежде. Эти изменения происходили из-за соседства с человеком, которое было выгодно как одним, так и другим.

На протяжении миллионов лет собака - первое прирученное животное было и остается самым домашним, войдя в человеческое общество не только помощником в борьбе за существование, но в качестве друга, любящего и беззаветно преданного.

«Собака вывела человека в люди», - писал и неоднократно повторял в своих выступлениях академик Иван Петрович Павлов. И это отнюдь не гипербола. Ведь только с приручением собаки наши еще лохматые предки смогли перейти от собирательства к охоте на более крупных животных. А именно это обеспечило возможность преобразования малочисленных и разобщенных орд наших далеких предков в племена, обеспечило зарождение социальной структуры в мире примитивных антропоидов. Ведь корешки, акриды и мелкие позвоночные могли прокормить только бродячую стаю, в которой не было условий для развития совместной трудовой деятельности, языкового общения и формирования социальных структур, характеризующих человеческое общество.

Четвероногие помощники обеспечили зарождающемуся человечеству надежную для той эпохи пищевую базу за счет охоты на крупных копытных животных. Первобытный охотник с собакой уже не боялся никаких хищников. Результативность охоты с собаками позволила сохранять часть пойманного молодняка в качестве полуприрученных живых «консервов», а отсюда – один шаг к скотоводству, а затем и к земледелию.

Несомненно, что становление «хомо сапиенса» - человека разумного происходило в ту же эпоху, когда наши далекие предки стали сотрудничать с прародителями современных домашних питомцев.

Собака была одомашнена в четырех признанных центрах одомашнивания животных: китайско-малайском; индийском; средиземноморском и африканском. Первичные центры доместикации собаки – Европа, Передняя, Северо-восточная и Центральная Азия и Северо-восточная Африка. Таким образом, для домашней собаки характерна политопия, т.е. ее распространение из многих очагов.

Собак начали одомашнивать 10-12 тыс. лет назад, а по некоторым данным – 15-20 и более тыс. лет назад, когда человек был кочевником – собирателем, охотником и рыболовом. Контакты, конечно, были еще раньше. На всем протяжении своего развития человек постоянно контактировал с различными представителями псовых. Вначале это было соседство, затем партнерство, а потом служение. По мере того как развивалось человеческое общество, все четче прослеживались признаки одомашнивания на черепах собак.

Вначале отношение первобытного человека к псовым было чисто гастрономическим. Предки собак оказывались в числе той возможной «дичи», которой кормился древний человек, использовались и шкуры, как постели и одежда. Пойманных волков, шакалов и других псовых, особенно щенят, держали на привязи, в ямах, или разрешали бегать свободно. Люди могли также пользоваться остатками успешных охот псовых. Последние, вероятно, близко подходили, или жили рядом со стоянками и питались в том числе отбросами и остатками пищи человека. Возможно, среди древних псовых были и такие, которые легко входили в контакт с человеком, но при этом оставались свободными и самостоятельными.

Со временем появились и другие формы «общения». У собак сильно развит инстинкт охраны своей территории. Живя около стоянки, они наверняка защищали территорию при вторжении хищника. А соседство сильного «зверя» - человека делало их жизнь безопаснее. При тревоге «подключались» и те собаки, которые жили на стоянках, но они уже защищали непосредственно стоянку – свою территорию. Вдобавок, отвлекали внимание хищника, предоставляя человеку большую свободу действия (он мог спрятаться или напасть в удобный момент). Таким образом, пользу получал и человек. Возможно, так и формировалась одна «стая» - человек-собака.

Нельзя сбрасывать со счета и становление собак как культовых животных. Возможно, в каких-то племенах представители псовых были тотемными животными, от которых, как считалось, племя вело свое происхождение. Таких тотемных животных держали в стойбищах, пытались привлечь поближе к стоянкам и их диких сородичей. Возможно, жертвовали им часть добычи. В последующем, при появлении религии, они становились воплощением отдельных богов.

Известно, например, что в шумерской мифологии собака была священным животным. В Древнем Египте почитались шакалы и собаки, посвященные богу Анубису, которого изображали с головой шакала или собаки. В Древней Греции собаки были посвящены богиням Гекате и Артемиде, в Риме – Диане.

На всем протяжении становления человеческого общества рядом с ним была собака – первое животное, одомашненное человеком. По мере изменения социального уклада человеческого общества изменялись и «специальности» собак. Вначале главной ее задачей была охрана стойбища и помощь на охоте. На первом этапе приручения, возможно, появились первые шпицеобразные собаки. Они первоначально обитали по соседству со стоянками людей, выполняя в частности роль санитаров на стоянках и сторожей, предупреждая о появлении незваных посетителей. Это были некрупные собаки, не внушающие опасения как хищники. Возможно, их даже подкармливали, стараясь удержать около стоянки как сторожей, которые к тому же защищали свою территорию от вторжения других хищников. Позже, когда человек стал охотником, их стали использовать и для охоты, главным образом в лесистой местности. В южных, степных районах, где больше открытого пространства, собаки отклонялись к типу борзообразных и гончеобразных. Эти группы пород относятся к наиболее древним, а некоторые из них мало изменились с тех пор.

Примерно 14 тыс. лет назад, после того как климат потеплел, ледники отступили и сократилась численность стад крупных мигрирующих млекопитающих, люди стали осваивать новые источники пропитания. До этого главным занятием была охота, а теперь рыбалка, земледелие и скотоводство. Люди начали вести более оседлый образ жизни, появились небольшие поселения, а в них лучшие возможности одомашнивания животных.

С развитием животноводства собака становится незаменимым помощником первобытных скотоводов. Мало того, что пастухи пасли скот пешими, еще и сами животные не были одомашнены в достаточной степени и соответственно послушными. Стада домашнего скота были лакомым куском для хищников, которых было значительно больше чем сейчас. И главной задачей первых пастушьих собак была охрана стад домашнего скота от диких хищных зверей. Это предопределило и тип собак – они должны были быть сильными, злобными, выносливыми, способными противостоять хищнику в единоборстве. По-видимому, в это же время их стали использовать и в военных целях. Так появились первые догообразные.

При дальнейшем развитии скотоводства и земледелия и при уменьшении пресса хищников, главной задачей собак становится пастьба домашних животных, в частности овец и помощь пастухам в управлении стадом. Это в первую очередь относится к достаточно освоенным территориям с высокой плотностью населения и привело к появлению и широкому распространению овчарок, что очень характерно для Европы.

Итак, год за годом столетье за столетьем происходило приручение дикого предка домашней собаки.

Условия, необходимые для одомашнивания:

1. Общая территория.

2. Высокая степень социализации (стайное животное).

3. Снятие агрессии.

Также этому способствовали и такие факторы, как голод, холод, страх, общее жилище, лояльность по отношению друг к другу и многие другие.

Процесс приручения постепенно перерастал в одомашнивание. Приручение – это попадание к человеку, процесс привыкания к нему и подчинения его воле, в том числе при выполнении определенных требований. Приручение процесс оттогенный т.е. действует на одну особь в течение ее жизни.

Одомашнивание в отличие от приручения – процесс эволюционный и затрагивает весь вид, действует на уровне популяции.

Ко всему сказанному остается добавить, что, возможно, именно способность собаки как вида очень пластично изменять поведение, нрав, темперамент и даже анатомическое строение под влиянием одомашнивания стала одной из главных причин, по которой собака первой вошла в те 10-11 видов одомашненных человеком млекопитающих из 4 тысяч существующих на Земле.

История собаководства

Разобщенность и примитивный жизненный уклад древнейших охотничьих племен не способствовали многообразию и высокой специализации одомашненных ими собак. Тем не менее, прирученные собаки довольно быстро, на протяжении лишь немногих поколений, приобретали существенные отличия от исходных диких предков. Это происходило под влиянием искусственного отбора и близкородственного разведения, обусловленного малой численностью прирученных животных.

В процессе одомашнивания прирученные звери из поколения в поколение приобретали черты отличия от исходного предка. При этом биологическая категория – вид животного трансформировалась в производное человеческой культуры – породу. Представители породы отличаются от исходной формы – вида одомашненного животного – порой обликом, но прежде всего поведенческими особенностями, закрепленными в ряду поколений отбором и родственным разведением ценимых человеком животных.

В мире не бывает двух совершенно одинаковых животных. И неудивительно, что уже в глубокой древности приручившие собак люди выделяли среди них наиболее послушных, привязчивых и смышленых особей. Их лучше кормили, старались сохранить даже в самые трудные, голодные времена, от них в первую очередь старались получить и вырастить потомство.

В стае диких предков домашних собак, как и в стае современных волков, каждая особь занимает определенную ступень на иерархической «лестнице». Это свое место животное занимает и отстаивает с боем. Подчиненное положение в стае занимают слабые и молодые особи, вынужденные во всем уступать более взрослым и сильным сородичам. Разумеется, человек требовал от своих прирученных питомцев безусловного подчинения, отбирая и сохраняя для разведения лишь наиболее послушных, уступчивых питомцев, сохраняющих черты инфантильности (детскости) на протяжении всей жизни. В смешанной «стае», вернее в сообществе двуногих и четвероногих охотников, люди не могли мириться с агрессивными животными, претендующими на лидерство и лучшую часть совместной охотничьей добычи. Естественно, что в процессе одомашнивания собаки в первую очередь имели место измельчание прирученных животных и закрепление в них инфантилизма, обуславливающих привязанность к двуногому «вожаку» и послушание.

Наряду с поведенческими особенностями, критериями отбора служили и черты строения разводимых животных. Все дикие хищники имеют стоячие подвижные уши – локаторы. Сохранение на всю жизнь висячих, как у щенков, ушей, как следствие отбора инфантильных особей, имело место уже в глубокой древности. Об этом свидетельствуют наскальные изображения гончеобразных собак с висячими ушами, обнаруженные на территории современного Египта, относящиеся к раннему периоду каменного века. Висячие уши и обусловленный этим пониженный слух невыгодны и потому несвойственны диким животным. А у собаки этот признак свидетельствовал о более высокой степени одомашнивания и к тому же стимулировал развитие обостренного обоняния, компенсировавшего пониженный слух. Неудивительно, что отбор по этому признаку имел место уже в древности, а в исторический период все гончие, легавые и спаниели, от которых требуется особо острое чутье, имеют висячие уши.

Дикие собаки охотились преимущественно в сумеречное время суток, и радужина их глаз была и остается у их современных сородичей светлоокрашенной. Одомашненные собаки перешли на дневной образ жизни, при котором темноокрашенная роговица-светофильтр уместнее. И в наше время светлоглазые собаки весьма редки, и их бракуют почти во всех породах.

Объектами одомашнивания были различные, но, несомненно, близкие виды зверей из рода псовых. Генетическое сходство прирученных видов обеспечило возможности их успешного скрещивания в процессе переселений и различных контактов народов. Последующее развитие человеческой культуры и зарождение новых хозяйственных потребностей стимулировало формирование пород собак различного облика и специализации.

Жители Древнего Египта уже располагали высокоспециализированными борзыми и гончеобразными псами и коротконогими таксообразными собаками.

Формирование многочисленных пород, разводимых человечеством, происходило на основе отбора, скрещивания исходных форм и их мутаций и вариационной изменчивости наследственных задатков родителей при сочетании каждой их пары. А стимулом для создания пород во всех случаях был социальный заказ, то есть растущие и меняющиеся потребности человечества. Древние египтяне, по-видимому, располагали лишь борзыми и гончеобразными собаками (рослыми и коротконогими). У древних ассирийцев уже имелись могучие догообразные собаки, использовавшиеся на охоте, а также участвовавшие в сражениях как боевые псы. О значительной роли собак в боевых действиях войск свидетельствует то, что для боевых псов специально изготавливались кольчуги и латы, стоившие весьма дорого.

На ранних стадиях развития человеческого общества одомашненные собаки мельчали по сравнению со своими дикими прародителями. Создание пород крупных, даже гигантских собак стало возможным позднее, когда скотоводство и земледелие обеспечило людям и их питомцам улучшенное по сравнению с первобытными охотниками питание. Тогда же возникла и потребность в могучих рослых собаках, которые использовались для подстраховки высокопоставленных охотников при добывании крупных, опасных зверей, для охраны их имущества, в военном деле и для защиты стад от хищников, Тогда же или чуть позднее возник социальный «заказ» и на карликовых собачек.

В Древней Греции насчитывалось около полутора десятков пород различной специализации. Среди них упоминаются могучие сторожевые и травильные псы, гончие и пастушьи собаки, а также карликовые комнатные собачонки.

Насущные потребности человечества и природная пластичность собаки обусловили формирование множества самых разнообразных пород. Среди них имеются и примитивные, и предельно специализированные, как, например, борзые, бульдоги, легавые и карликовые декоративные собаки.

Собака, находясь постоянно в непосредственной близости к человеку, живя с ним под одним кровом, подверглась по сравнению со своими предками большим изменениям, чем другие животные. У собаки исчезли черты хищника и появились не только черты покорности, свойственные всем домашним животным, но и исключительная привязанность и покорность своему хозяину, что выражается в потребности всегда быть возле него и защищать как его, так и его имущество. Под воздействием человека обогащались и усложнялись высшие нервные функции собаки, развивались ее способности к различной, иногда очень сложной дрессировке.

Таким образом, подводя итоги первой главы, можно сделать следующие выводы:

1. вероятнее всего домашняя собака произошла от одного или нескольких вымерших видов псовых;

2. около 15 тыс. лет назад начался процесс одомашнивания собаки, который стал возможным при совпадении целого ряда условий: наличия у собак и людей общей территории, высокой степени социализации, снятия агрессии по отношению к человеку.

3. формирование многочисленных пород, разводимых человечеством, происходило на основе отбора, скрещивания исходных форм и их мутаций и вариационной изменчивости наследственных задатков родителей при сочетании каждой их пары; стимулом для создания пород во всех случаях был социальный заказ, то есть растущие и меняющиеся потребности человечества.



Знаете ли вы, что...


1.6 килограмма - вес зуба кашалота





Поиск по сайту

Будем знакомы

Царство: Животные

Читать все статьи
Царство: Животные

Как появились собаки?

Все мы знаем, что собаки произошли от диких волков, и рассуждая о том, каким образом в наших домах впервые появились четвероногие друзья, мы отводим себе главенствующую роль. Но если пристальнее всмотреться в историю, то можно понять, что это не совсем так.


Наиболее распространенным предположением является то, что некоторые охотники-собиратели находили маленьких волчат, и брали их на воспитание. С течением времени эти прирученные волки показали свое мастерство на охоте, и люди стали держать их рядом с собой, пока они не превратились в собак.


Но если мы посмотрим на наши отношения с волками на протяжении всей истории, то поймем, что эта теория не имеет смысла. С одной стороны, волк был одомашнен во времена, когда современные люди были не очень терпимы к хищникам - конкурентам. В самом деле, после того, как современные люди прибыли в Европу около 43000 лет назад, они стали уничтожать каждого крупного хищника, который существовал в те времена, в том числе саблезубых кошек и гигантских гиен.




В те времена, люди и без помощи волков были самыми успешными охотниками чем любой другой крупный хищник. Плюс к этому, волки едят очень много мяса, стая из 10 волков за один день может съесть целого оленя, и помощь в охоте не окупала бы такой расточительности. И любой, кто видел волков в дикой природе, знает, что они не любят делиться.


Люди имеют долгую историю уничтожения волков, а не их приручения. За последние несколько веков, почти каждая культура вела охоту на этих животных. Первое письменное упоминание о преследовании волков было в шестом веке до нашей эры, когда Солон Афинский предложил награду за каждого убитого волка. В Англии, последний волк был убит в 16 веке по приказу Генриха VII . В Шотландии охоту на этих хищников затрудняли непроходимые леса. В ответ на это шотландцы их попросту сжигали. Но если это - снимок нашего отношения к волкам за столетия, то возникает резонный вопрос, так как же рядом с человеком смог выжить дикий волк, да еще и превратиться в собаку?


Если подумать об естественном отборе, то первое, что приходит на ум, это то, что в мире выживает сильнейший, а слабый погибает. Но это утверждение в некотором роде противоречит истории одомашнивания волков – здесь выжили не самые сильные, а самые… дружелюбные.




Скорее всего, именно волк пришел к нам, а не наоборот. Смелые, но агрессивные волки, которые в давние времена стали подбирать объедки со свалок на краю человеческих поселений, были убиты людьми, и только те, которые имели смелый но дружелюбный характер, имели шанс на выживание.


Дружелюбие вызвало странные изменения, произошедшие с волками. Они начали выглядеть по-другому. Постепенно прирученные животные обзавелись пятнистой шкурой и научились вилять хвостом. Но изменения затронули не только их внешность. Изменилась и их психология. Предки домашних собак развили способность читать человеческие жесты.


Как владельцы собак, мы считаем само собой разумеющимся, что мы можем указать на мяч или игрушку и наша собака поймет, что от нее требуется. И эта способность собак читать человеческие жесты уникальна. Даже наши ближайшие родственники, шимпанзе и бонобо - не могу прочитать наши жесты так же легко, как это может сделать собака. Некоторые из них настолько хорошо понимают хозяина, что могут даже читать такие тонкие жесты, как изменение направления взгляда.


Именно эта отличительная черта и примирила окончательно человека и собачьих предков. Именно тогда люди впервые стали брать их с собой на охоту. И те, у которых были собаки во время охоты, вероятно, имели преимущество перед теми, у кого их не было. Даже сегодня племена в Никарагуа зависят от собак, которые помогают им обнаруживать добычу. Охотники на американских лосей в альпийских регионах приносят домой на 56 процентов больше добычи, когда они сопровождаются собаками. В Конго охотники полагают, что голодали бы без своих четвероногих помощников.




Впоследствии собаки научились предупреждать людей о приближении чужаков и, возможно, защищать их от хищников. И, наконец, хотя это и не приятная мысль, когда наступали тяжелые времена, собаки становились для людей еще и пищей. За тысячи лет до изобретения холодильников, где можно хранить запасы, и не научившись еще возделывать зерновые культуры, которые можно запасти впрок, именно благодаря одомашненным волкам люди спасались от голодной смерти.


Из этого можно сделать вывод, что не мы великодушно обратили свое внимание на маленьких диких волчат, а что популяция волков приняла нас. И вполне возможно, что собаки даже были катализатором для нашей цивилизации.

Читайте также: