Основные изменения в государственном строе Великобритании в XX веке. Демократизация избирательного права. Избирательные реформы Великобритании XIX в. Развитие партийной системы Великобритании в XIX-XX в Преобразование государственной службы

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

По форме правления в начале ХIХ в. Великобритания представляла собой конституционную буржуазную монархию, но политический режим трудно назвать демократическим. Это объясняется тем, что оставалось неизменным сложившееся в средние века система выборов парламента, по которому преобладает часть взрослого мужского населения, в т.ч. и средняя буржуазия вообще не имели право голоса.

Анахронизм строй избирательной системы проявлялся в сокращении высокого земельного ценза и в существовании «гнилых» и карманных местечек.

«Гнилые» – те населенные пункты, которые еще в средние века получили право избирать в палатной общине 1 или 2 депутатов, но к началу XVIII в. обезлюдели. В результате промышленной революции возникли новые крупные города, которые вообще не избирали ни 1 члена палаты общин.

Карманные местечки – избирательные округа, которые находились в рамках владений конкретного частного лица и поэтому избиратели голосовали так, как укажет землевладелец.

В результате упорной борьбы первая избирательная реформа была проведена в 1832 г. – было уничтожено 50 гнилых и карманных местечек, освобожденные места переданы крупным промышленным центрам. Был снижен имущественный ценз - в графствах, сельских местностях право голоса получили не только собственники земель, но и арендаторы с доходом больше 10 фунтов. В городах право голоса получили собственники домов и их арендаторы, если уплачивали больше 10 фунтов платы за дом.

В 40-е годы развернулось мощное рабочее движение за избирательную реформу, которая со временем приняла форму движения чартизма. Лидеры этого движения составили народную хартию и предъявили ее парламенту:

Всеобщее М избирательное право,

Ограничение срока депутатских полномочий 1 годом,

Введение оплаты членам палаты общин.

Парламент отверг эту хартию, а лидеры движения были арестованы. В это же время существенные изменения произошли в партийной системе. В парламенте развернулась борьба за хлебные зоны, т.е. за снижение таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа сельскохозяйственную продукцию. Тори выступали против этого закона, т.к. они выражали интересы крупнейших землевладельцев, а высокие пошлины позволяли поддерживать большие цены на их продукцию. Это было не выгодно промышленникам, т.к. увеличивались затраты на з/п. Поэтому вопросу в партии-Тори произошел раскол и при голосовании випи объединились под лозунгом свободной торговли. Так возникла партия либералов. Оставшаяся часть тори получило название консервативной партии.

Набиравшие силу рабочие движения продолжали борьбу за избирательную реформу, которую парламент подготовил лишь в 1867 г. Противники этого закона назвали эту реформу «прыжком в темноту» и пересказывали разрушение государства и общества. По этой реформе были окончательно упразднены «гнилые и карманные местечки», снизился имущественный ценз. Право голоса получили не только собственники и арендаторы земель и домов, но и арендаторы отдельных квартир и комнат. В результате право голоса получила мелкая буржуазия и рабочая аристократия. Но после реформы 1867 г. около ½ мужского взрослого населения не имела права голоса, поэтому вопрос оставался открытым. В 1884 г. был принят первый избирательный закон, по которому вводилось всеобщее мужское избирательное право. В результате этой реформы в мощную политическую силу превратился рабочий класс. К концу 19 века возникли и политические организации рабочих – «Независимая партия», социал-демократы и др. В 1906 г. эти партии объединились с тред-юнионами и возникла новая крупная политическая партия – трудовая (лейбористская).

К концу ХIХ века лейбористская партия стала стремительно утрачивать свой авторитет, это объясняется тем, что завершился период классического капитализма и наступил монополистический капитализм. Либералы по-прежнему выступали со старыми лозунгами свободной торговли, тогда как консерваторы в этих условиях сумели изменить свое политическое лицо и превратились из партии крупнейших землевладельцев и английской церкви в партию монополистической буржуазии, и, соответственно заняли ведущее положение в политике.

Но в ходе I мировой войны серьезными соперниками консерваторов стали лейбористы, и до сих пор эти 2 партии сменяют друг друга.

Завершение Первой мировой войны принесло Великобритании расширения ее колониальной империи, репарации с побежденной Германии, устранения в лице Германии важнейшего европейского конкурента.

После войны Великобритания уверенно занимала второе место в мировом экономическом соревновании, сразу же за Соединенными Штатами Америки. Однако демилитаризация экономики, внешний долг, военные потери обусловили то обстоятельство, что в 1924 г.. Объем промышленного производства страны составлял 90% от довоенного 1913 Значительно сократился экспорт. Резко увеличились потери рабочего времени в результате забастовок и других акций протеста (35 млн рабочих дней в 1919 против 2500000 в 1917). Обострение противостояния между трудом и капиталом повлекло за собой усиление позиций лейбористской партии.

В последнее либеральным премьер-министром Англии был Д. Ллойд Джордж (1916-1921), после чего привычное противостояние между либералами и консерваторами изменилось политической конкуренции между консерваторами и лейбористами.

В 1923 гг. Впервые был сформирован лейбористское правительство Д. Макдональда, правда, пришел к власти только потому, что консерваторы потерпели поражение на досрочных выборах (258 мест вместо 344 в 1921 г.). Если принять во внимание, что лейбористы имели в палате общин только 191 место (почти столько же имели либералы - 159), то станет ясно, что партия держалась у власти только по милости своих союзников либералов. Лейбористы ввели пособие по безработице, 7-часовой рабочий день для горняков, снизили акцизы на сахар и чай. их кабинет провел через парламент дипломатическое признание СССР.

В ноябре 1924 г.. Кабинет Макдональда ушел в отставку, по сути добровольно, использовав незначительный повод для своего самоустранения. Как объяснял экс-премьер: "Мы были в правительстве, но не при власти".

Следующий кабинет консерватора С. Болдуина продержался 5 лет. Консерваторам удалось победить мощный в истории страны забастовка - 3 млн армии шахтеров (май - декабрь 1926). Как следствие, Закон 1927 запрещал всеобщие забастовки под угрозой судебного преследования.

В сентябре того же года была создана Национальная промышленная совет (НПС), объединявшая представителей Генерального совета тред-юнионов и предпринимателей. Принудительное примирения рабочих с предпринимателями получило название политики мондизму от фамилии А. Монди, лидера группы промышленников, инициатора создания НПС.

В 1929-1931 pp. у власти находился второй лейбористское правительство Макдональда, в основном бездействует.

Важнейшими изменениями в государственном этого периода следует считать избирательные реформы 1918 и 1928 pp. плюс усиление роли правительства, присвоение им ряда функций, которые традиционно считались прерогативой парламента.

Избирательная реформа 1918 вводила всеобщее избирательное право для мужчин в возрасте от 21 года. Женщины получали право голоса с 30 лет при наличии годового дохода, не менее за 5 фунтов стерлингов. Причем право голоса предоставлялось даже тем женщинам, которые не имели самостоятельных источников финансирования, но были замужем за мужчинами с соответствующим доходом. Число избирателей возросло с 8 млн до 21 млн чел. Была проведена реформа избирательных округов - они стали равными, по 70 тыс. Избирателей в каждом. В таком округе избирался только один депутат в палату общин, а не 1-2-3, как это было раньше.

В 1928 г.. Женское избирательное право перестало отличаться от мужского (с 21 года), это принесло еще 4-5 млн дополнительных избирателей.

Единственный ценз, который еще сохранялся, - это ценз оседлости в 3 месяца.

Усиление роли правительства во внутриполитической жизни было закреплено не только психологически, в традиции, но и законодательно. Так, в 1920 г.. Был принят Закон о чрезвычайных полномочиях правительства, который позволял исполнительной власти объявлять чрезвычайное положение в стране, осуществлять аресты, минуя привычную процедуру, проводить произвольные обыски, вводить предварительную цензуру.

Напомним, что с момента принятия Habeas Corpus Act (май 1679) и до 1920 г.. Отменять гарантии прав личности мог только парламент своим особым решением в каждом конкретном случае.

Впервые Закон 1920 был применен правительством против общего шахтерской забастовки, когда был арестован 6 тыс. Человек. С 1933 г.. Были расширены права полиции на проведение обысков, в 1935 г. Она получила право разгонять любой политический митинг, а также входить в частное жилье для "прекращения беспорядков".

Правительство активно вмешивался в законодательной деятельности, предлагая депутатам собственные законопроекты для последующего утверждения их парламентом. А. Дженнигс, известный юрист первой половины XX в., Даже утверждал: "Функции парламента - не управлять, а критиковать. Его критицизм направлен не на фундаментальное изменение правительственной политики, как на воспитание общественного мнения". Как ни странно, такая переоценка ценностей не вызвала сопротивления самих депутатов.

Проблема любой парламентской республики заключается в том, что ее законы принимают в основном "дилетанты". Депутат парламента может буди известным юристом (вариант - военным, деятелем культуры и т.д.), но слабо разбираться в вопросе образования, спорта, внешней торговли или экономики в целом. Зато законы, которые будут касаться этих отраслей, принимаются простым большинством голосов не

специалистов. Английский парламент 20-30-х годов прошлого века попытался снять этот вопрос.

В межвоенный период чрезвычайного распространение получила практика т. Н. делегированного законодательства, то есть следующего издания правительственного акта по поручению парламента. Парламент только намечал основные контуры закона, передавая вопрос его конкретизации в компетенцию правительства. Поэтому на один принятый парламентом акт приходились 15-20 правительственных распоряжений, имевшие силу закона.

Подсчитано, что в 1920-1937 pp. парламент ежегодно принимал до 70 уставов, правительственные органы выдавали их примерно в 20 раз больше. Тем самым де-факто правительство добавил себе в исполнительной власти законодательную, а, учитывая Закон 1920, частично - и судебную власть.

Стремительно вырос государственный аппарат. Если в 1914 Англия имела 21 министерство, то в 1924 г. - 35. Кстати, этот процесс особенно ускорился в годы Второй мировой войны, когда в дополнение к уже существующим появились министерства информации, экономической войны, топливной и энергетической промышленности, гражданской авиации и др. Чиновничий аппарат экономических министерств пополнился выходцами из буржуазии, в меньшей степени эта тенденция распространялась на армию и внешнеполитическое ведомство.

Произошли изменения в отношениях с доминионами, что вело к перерождению бывшей Британской империи.

В 1926 г.. Австралия потребовала назначения губернаторов штатов правительствами самих штатов из числа местных граждан. В том же году Канада самовольно установила дипломатические отношения с США, ставя остальные субъектов Британской империи перед свершившимся фактом.

Перед Лондоном перед дилеммой: попробовать подавить эти стремления к большей самостоятельности силой оружия (откровенно самоубийственный путь) или опустить руки и молча наблюдать за тем, как бывшие доминионы борются полную независимость. И то и другое было неприемлемо по многим соображениям.

Пытаясь сгладить возникающие противоречия между метрополией и доминионами, предотвратить распад империи, министр по делам колоний Эмери выдвинул лозунг: "Содружества ради совместной эксплуатации колоний". Доминионы приняли активное участие в выработке нового документа, устанавливающий принципы их взаимоотношений с Лондоном. 11 декабря 1931 парламент Великобритании одобрил Вестминстерский акт , согласно которому в будущем генерал-губернатор доминиона был назначаться из местных граждан.

Хотя само назначение формально исходило от английской короны, губернатор обязан следовать рекомендациям правительства доминиона. По сути, функции губернатора сводились к представительским, его положение стало аналогичным положению английского монарха в его собственном государстве.

Доминионы "суть автономные единицы Британской империи", равные по

статусом, ни в коем случае подчинены друг другу в любом смысле в их внутренних и международных делах, хотя и объединены общим подданством и свободно объединены как члены Британского содружества наций.

Вестминстерский акт 1931 отменял действие Акта о действительности колониальных законов 1865 Парламенты доминионов получили право отменять любой акт британского правительства, даже специально принят для этого доминиона.

Основной связующим звеном метрополии с доминионами стало совместное гражданство Британского содружества наций (British Commonwealth). Каждый доминион самостоятельно определяет условия приобретения гражданства доминиона, но гражданин доминиона является одновременно гражданином Содружества. Тем самым австралиец имеет в Канаде или Англии те же гражданские права, что и местный подданный, и наоборот. Ежегодно созывались имперские конференции. В доминионы предназначались послы Великобритании, именовались высокими комиссарами.

По договору 1921 г.. Англия признала государственную независимость Ирландии в рамках Соединенного Королевства (за исключением Ольстера). Ирландия в 1937 году. Официально отказалась от статуса доминиона. Новая конституция провозгласила ее республикой. Такой цивилизованный развод тоже был признаком времени.

1888 год - ликвидируется английское "местное самоуправление", находившееся в руках помещика и священника; эта реформа дала графствам такие же выборные советы, какие с 1835 года существовали в городах.

Ход времени сказался на палате лордов изменением ее состава. Все большее число лордов оказывалось выходцами из буржуазии. Тем не менее, лорды оставались в большинстве своем ториями. Общим правилом было положение: финансы есть компетенция нижней палаты.

1911 год Акт о парламенте:

Всякий билль, который спикер палаты общин найдет "финансовым", идет на подпись королю, минуя палату лордов;

Всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.

Всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.

С 1911 года депутаты нижней палаты стали получать жалованье.

С 1906 года появляется партия лейбористов. Образовалась из различных социалистических групп и организаций, объединяемых общим намерением осуществлять постепенный прогресс в "социалистическом направлении" при посредстве реформ, основанных на законе, без существенных изменений английской конституции.

Реформу палаты лордов считают обыкновенно победой палаты общин. Еще в большей степени она была победой правительства над парламентом.

Изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с двух лет до 1 года; с 3 сессий до 2;

Данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.

Растущей мощи правительства способствовали вновь изобретенные средства тормозить или вовсе приостанавливать прения, могущие служить на пользу оппозиции:

"предварительный вопрос" - право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений: такое предложение, если против него не возражает спикер, ставится на голосование и принимается простым большинством;

"гильотина" - постановление, обязывающее спикера поставить обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений;

"кенгуру-гильотина" - право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики отводить те поправки к законопроекту, которые он считает "несущественными".

Они подорвали старый английский парламентаризм с его неограниченной свободой прений. Спикер - лицо, председательствующее в нижней палате; назначение его стало зависеть от правительства, креатурой которого он и сделался. Исторически спикер ведет свое начало от тех уполномоченных депутатов, которым палата общин поручала вести переговоры с королем.

1918 год - Акт о народном представительстве:

Избирателем может быть совершеннолетний мужчина, не ограниченный в правах и имеющий требуемую оседлость или деловые помещения (за которое платят не менее 10 фунтов стерлингов в год, используют в деловых и профессиональных целях) в округе; проживающий весь квалификационный период (6 месяцев, конец 15.01 или 15.07) в округе.

Избирателем может быть женщина: достигшая 30 лет; не ограниченная в правах; занимающая в округе помещение для деловых занятий (приносящее не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода).

Выборы 1921 года: консерваторы - 344 места, либералы - 118, лейбористы - 142, коммунисты - 2. Внеочередные выборы 1923 года: консерваторы - 258 мест, лейбористы - 191, либералы - 159. Консерваторы потеряли 86 мандатов и потому должны были перейти в оппозицию. Либералы оставались третьей партией. Согласно английским парламентским традициям правительственная власть переходила в руки лейбористов. Первое в истории Англии однопартийное "социалистическое" правительство. Лейбористы показали себя не худшими колонизаторами, чем их противники. Широкие массы избирателей не скрывали разочарования. На выборах 1924 года консерваторы вернули себе власть. 1926 год - крупнейшая в истории Англии (и Европы) всеобщая забастовка рабочих. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали сокращения зарплаты на 10%, добивались увеличения рабочего времени; горняки и поддерживавшие их железнодорожники вынесли решение о всеобщей стачке. Всеобщая английская стачка из экономической перерастала в политическую акцию, направленную против существующего общественного строя. Законом 1927 года всеобщая стачка была запрещена на будущее под угрозой уголовного преследования. Точно так же запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.

1928 год - Акт о народном представительстве:

Женское избирательное право перестало отличаться от мужского (Статья 1 начинается так: «Всякое лицо имеет быть право внесенным в список»). Предоставляя избирательное право женщинам, консерваторы рассчитывали на их голоса. Рассуждали так: женщина набожна, она послушается священника, священник, по традиции, - тори. Расчет не оправдался. Большая часть новых голосов была подана за лейбористов;

Единственный избирательный ценз - ценз оседлости (три месяца).

Избирательное право стало всеобщим.

Благодаря судьям английская полиция приобрела новые полномочия для расправы с демократическим движением: судебное решение 1933 года, расширившее право полиции на производство обысков, и два решения 1935 года: одним из них полиция наделялась правом разгонять любой политической митинг, другим - вторгаться в частные жилища под предлогом предотвращения "беспорядков" и пр.

1948 год - Акт о народном представительстве:

Для выборов в парламент в графствах и местечках создаются избирательные округа, в каждом избирают 1 члена Парламента;

1969 год - Акт о народном представительстве:

Для реализации целей Акта о народном представительстве лицо считается достигшим требуемого для участия в выборах возраста, если ему исполнилось 18 и более лет.

Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 "гнилых местечек" с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населением менее 4 тыс.

Жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депутатов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе. Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа - палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы. Хотя избирательный корпус увеличился почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения. Борьба за более демократическую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30-60-х гг. XIX в. Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. В период избирательных реформ 30-60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться "либеральная" и "консервативная". В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента "для содействия регистрации". Была централизована предвыборная деятельность. Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., которые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся "двойной вотум" - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

Еще по теме 27. Избирательные реформы в Англии в XIX в.:

  1. §2. Судебная реформа XIX в. Создание адвокатуры нового типа
  2. § 6. Изменения в политической системе в конце XIX - начале XX в.

1888 год - ликвидируется английское «местное самоуправление», находившееся в руках помещика и священника; эта реформа дала графствам такие же выборные советы, какие с 1835 года существовали в городах.

Ход времени сказался на палате лордов изменением ее состава. Все большее число лордов оказывалось выходцами из буржуазии. Тем не менее, лорды оставались в большинстве своем ториями. Общим правилом было положение: финансы есть компетенция нижней палаты.

1911 год Акт о парламенте:

всякий билль, который спикер палаты общин найдет «финансовым», идет на подпись королю, минуя палату лордов;

всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.

всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.

С 1911 года депутаты нижней палаты стали получать жалованье.

С 1906 года появляется партия лейбористов. Образовалась из различных социалистических групп и организаций, объединяемых общим намерением осуществлять постепенный прогресс в «социалистическом направлении» при посредстве реформ, основанных на законе, без существенных изменений английской конституции.

Реформу палаты лордов считают обыкновенно победой палаты общин. Еще в большей степени она была победой правительства над парламентом.

изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с двух лет до 1 года; с 3 сессий до 2;

данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.

Растущей мощи правительства способствовали вновь изобретенные средства тормозить или вовсе приостанавливать прения, могущие служить на пользу оппозиции:

«предварительный вопрос» - право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений: такое предложение, если против него не возражает спикер, ставится на голосование и принимается простым большинством;

«гильотина» - постановление, обязывающее спикера поставить обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений;

«кенгуру-гильотина» - право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики отводить те поправки к законопроекту, которые он считает «несущественными».



Они подорвали старый английский парламентаризм с его неограниченной свободой прений. Спикер - лицо, председательствующее в нижней палате; назначение его стало зависеть от правительства, креатурой которого он и сделался. Исторически спикер ведет свое начало от тех уполномоченных депутатов, которым палата общин поручала вести переговоры с королем.

1918 год - Акт о народном представительстве:

Избирателем может быть совершеннолетний мужчина, не ограниченный в правах и имеющий требуемую оседлость или деловые помещения (за которое платят не менее 10 фунтов стерлингов в год, используют в деловых и профессиональных целях) в округе; проживающий весь квалификационный период (6 месяцев, конец 15.01 или 15.07) в округе.

Избирателем может быть женщина: достигшая 30 лет; не ограниченная в правах; занимающая в округе помещение для деловых занятий (приносящее не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода).

Выборы 1921 года: консерваторы - 344 места, либералы - 118, лейбористы - 142, коммунисты - 2. Внеочередные выборы 1923 года: консерваторы - 258 мест, лейбористы - 191, либералы - 159. Консерваторы потеряли 86 мандатов и потому должны были перейти в оппозицию. Либералы оставались третьей партией. Согласно английским парламентским традициям правительственная власть переходила в руки лейбористов. Первое в истории Англии однопартийное «социалистическое» правительство. Лейбористы показали себя не худшими колонизаторами, чем их противники. Широкие массы избирателей не скрывали разочарования. На выборах 1924 года консерваторы вернули себе власть. 1926 год - крупнейшая в истории Англии (и Европы) всеобщая забастовка рабочих. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали сокращения зарплаты на 10%, добивались увеличения рабочего времени; горняки и поддерживавшие их железнодорожники вынесли решение о всеобщей стачке. Всеобщая английская стачка из экономической перерастала в политическую акцию, направленную против существующего общественного строя. Законом 1927 года всеобщая стачка была запрещена на будущее под угрозой уголовного преследования. Точно так же запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.



1928 год - Акт о народном представительстве:

женское избирательное право перестало отличаться от мужского (Статья 1 начинается так: «Всякое лицо имеет быть право внесенным в список»). Предоставляя избирательное право женщинам, консерваторы рассчитывали на их голоса. Рассуждали так: женщина набожна, она послушается священника, священник, по традиции, - тори. Расчет не оправдался. Большая часть новых голосов была подана за лейбористов;

единственный избирательный ценз - ценз оседлости (три месяца).

избирательное право стало всеобщим.

Благодаря судьям английская полиция приобрела новые полномочия для расправы с демократическим движением: судебное решение 1933 года, расширившее право полиции на производство обысков, и два решения 1935 года: одним из них полиция наделялась правом разгонять любой политической митинг, другим - вторгаться в частные жилища под предлогом предотвращения «беспорядков» и пр.

1948 год - Акт о народном представительстве:

для выборов в парламент в графствах и местечках создаются избирательные округа, в каждом избирают 1 члена Парламента;

1969 год - Акт о народном представительстве:

для реализации целей Акта о народном представительстве лицо считается достигшим требуемого для участия в выборах возраста, если ему исполнилось 18 и более лет.

Образование США. Декларация независимости. Статьи конфедерации.

В 17 - 18 веках на Атлантическом побережье Северной Америки были основаны 13 английских колоний. Королевские грамоты предоставляли им известную автономию во внутренних делах, но подчеркивали, что колонисты остаются подданными короны, а значит, полноправными гражданами Англии.

Воодушевляемые идеалами «естественного права», поселенцы стали сами создавать законы, по которым собирались жить. Непременным условием считалось признание свободы религии, невмешательство властей в дела культа, «свобода совести». Точно так же признавалось непререкаемым право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды (ополчения), участвовать в налогообложении; суд присяжных и английское «общее право» (прецедентное право).

Поселения образовывали с течением времени политические союзы. Правительство Англии скрепляло их хартиями. Так возникали колонии. Эмигрируя, дворяне поселялись на юг от реки Потомак (возникали крупные плантационные хозяйства, обслуживаемые руками ирландцев и негров-рабов), крестьяне и ремесленники - на север от нее (преобладает фермер, ремесленник, торговец, предприниматель).

На республиканском (по духу) Севере получают важное развитие органы самоуправления, чаще всего сосредоточенные в церковном приходе. Уполномоченные от городов и поселков составляют нечто вроде парламента колонии. Он избирал губернатора.

На Юге господствуют монархические убеждения; губернатор назначается королем; существуют две палаты; господствует англиканская церковь.

Правительство Англии желало видеть американские колонии разрозненными, чтобы тем легче было их эксплуатировать. Колонии обязаны были сбывать свои товары только в Англию и только оттуда ждать нужных им товаров. Глухое недовольство переросло в открытую оппозицию, когда Англия возложила на колонии бремя произвольных налогов и сборов. Июль 1776 года - представители 13 колоний, собравшись в г. Филадельфии, составили и обнародовали «Декларацию независимости Соединенных Штатов»: она была манифестом народного восстания против «законного» правительства; Декларация заявила, что угнетенный народ имеет право на восстание; высшая власть заключена в народе («народный суверенитет»), и только народ решает, какое правительство соответствует его интересам - "Мы считаем самоочевидным, что все люди рождены равными, что они наделены... некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых - жизнь, свобода и стремление к счастью. Правительства устанавливаются для обеспечения этих прав, и «если какая-либо форма правления становится губительной для народа, то народ вправе изменить или уничтожить ее и установить новое правительство....»; Декларация объявляла об уничтожении политической зависимости колоний от короля и правительства Великобритании. Колонистам удалось создать армию, найти способного командующего (Д. Вашингтона). Главными элементами революционной армии явились фермеры, ремесленники, рабочие. Руководство революцией находилось в руках блока купцов и фабрикантов Севера и плантаторов Юга.

По миру, подписанному в 1783 году в Версале, Англия признала независимость Соединенных Штатов.

Первая конституция США - «Статьи конфедерации» 1781 год - создавали не столько государственный, сколько межгосударственный союз. Каждый штат сохранял «суверенитет, свободу, независимость и всякую власть, юрисдикцию и право», имел свой парламент, свое правительство, свою конституцию. Делегации штатов, уполномоченные их парламентами, собирались на ежегодно созываемые сессии конгресса, где каждый штат располагал одним голосом из тридцати. Основные вопросы политики (войны, мира, м/н договоров, чеканка монеты, бюджет) - решались квалифицированным большинством, не менее чем девятью голосами (из 13). В промежутках между сессиями конгресса его функции переходили комитету штатов, в котором каждый из них имел своего представителя. Два или более штатов не могут заключать между собой союзы без согласия на то остальных Штатов. Все расходы на общую оборону - из общей казны.

Читайте также: