Крушение гинденбурга 6 мая 1937 года. Трагедия дирижабля «гинденбург. Дирижабли - это опасно

Немецкий дирижабль «Гинденбург», построенный в 1936 году, был самым большим воздушным судном — 245-метровый исполин с диаметром почти 42 м и четырьмя дизельными двигателями развивал скорость до 135 км/ч и мог поднять в воздух до 100 тонн полезной нагрузки. Внутри находились ресторан с кухней, душ, прогулочные галереи. Создание дирижабля заняло пять лет.

Изначально планировалось, что в качестве несущего газа в «Гинденбурге» будет использоваться гелий, единственным поставщиком которого были США. Воздухоплаватель Хуго Эккенер смог добиться разрешения на поставку у президента, но, когда в Германии власть перешла к Национал-социалистической немецкой рабочей партии, в поставках было отказано.

В результате пришлось переоборудовать дирижабль под использование водорода, который уже не раз становился причиной пожаров.

За более чем год эксплуатации «Гинденбург» совершил 63 полета. В те годы самолеты еще не могли летать через Атлантику, поэтому для переправки пассажиров использовались дирижабли. «Гинденбург» доставлял людей на Военно-воздушную станцию Лейкхерст в Нью-Джерси.

6 мая 1937 года жители Нью-Йорка стали свидетелями крушения воздушного гиганта.

В тот день «Гинденбург» летел из Франкфурта. Тот полет был довольно спокойным — лишь разбушевавшиеся встречные ветры задержали прибытие дирижабля в США. Сделав пару кругов над городом и приблизившись к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг так близко, что пассажиры и зрители смогли помахать друг другу, дирижабль направился в сторону базы Лейкхерст, где должен был сесть. Из-за сильной грозы с посадкой пришлось повременить, но вскоре погодные условия позволили пойти на снижение.

В 60 метрах от земли все двигатели были выключены. Дирижабль уравновесили, с него были сброшены причальные канаты. И в тот же момент члены экипажа увидели в районе газового отсека №4, наполненного водородом, яркую вспышку, сопровождавшуюся негромким хлопком. Это был первый взрыв.

Спустя всего несколько секунд вся хвостовая часть «Гинденбурга» была охвачена огнем. Дирижабль стал медленно снижаться. Пламя почти моментально распространилось к его носу, раздался второй взрыв, уже более сильный.

Спустя ровно 32 секунды после начала пожара «Гинденбург» упал на землю.

За это время несколько человек выпрыгнули из дирижабля, остальные же ничего еще даже не успели понять. Огонь тем временем подошел к топливным бакам, которые один за другим взлетели на воздух. Те, кто успел выбраться, бросились врассыпную прочь от объятого огнем «Гинденбурга».

На аэродроме в тот день собралась толпа журналистов и репортеров. Один из них, Херб Моррисон, вел прямую передачу для одной из радиостанций Чикаго. Он рассказывал о величии дирижабля, но в какой-то момент прервался, сбился, а потом затараторил:

«Дирижабль взорвался! Он... он горит! Боже! Бедные пассажиры... Это самая ужасная катастрофа за всю историю!»

В пожаре погибли 22 члена экипажа, 13 пассажиров и один техник наземной службы. Многие из них погибли в огне или задохнулись угарным газом, а некоторые успели выпрыгнуть из горящего дирижабля, но разбились насмерть. Большинству пассажиров все же удалось выбраться живыми, но многие получили серьезные ранения и ожоги. Некоторые позже скончались в больнице.

Несколько комиссий, расследовавших причины катастрофы, единогласно признали дирижабль исправным. Посадка проводилась в полном соответствии со всеми инструкциями. Наиболее вероятной причиной пожара они посчитали воспламенение от разряда статического электричества газовой смеси, образовавшейся из-за большой утечки водорода. Разряду могли способствовать сброс причальных канатов и послегрозовое состояние атмосферы. Специалист Аддисон Бейн посвятил катастрофе книгу «Hindenburg: Exploring the Truth», где предположил, что проблема была в материале оболочки, в которой находился газ. По его мнению, она была покрашена легковоспламеняющейся краской с примесями, сделавшими ее горючей, как ракетное топливо. Поэтому разряд статического электричества и вызвал пожар.

Другой возможной причиной было повреждение рулевого кабеля. Искрящийся кабель, проткнувший оболочку, в которой был водород, мог привести к моментальному возгоранию.

35 лет спустя появилась еще одна версия.

Согласно ей, на дно газового баллона в кормовой части дирижабля член экипажа антифашист Эрих Шпель установил мину.

Предполагалось, что она взорвется уже после того, как пассажиры покинут дирижабль, но часовой механизм сработал слишком рано. Сам Шпель успел выпрыгнуть из горящего дирижабля, но позже умер от полученных ожогов. Точную же причину возгорания так никто и не определил.

Единственному дожившему до наших дней выжившему пассажиру, Вернеру Денеру, на момент катастрофы было всего восемь лет. Он был на дирижабле с семьей — родителями, сестрой и братом. Отец и сестра погибли, мальчиков же мать успела вытолкнуть из дирижабля и выпрыгнула за ними следом.

Семья Денера возвращалась из проведенного в Германии отпуска. Они собирались в Нью-Йорке сесть на поезд и доехать до Мексики, где отец мальчика работал в фармацевтической отрасли. Мать развлекала детей играми, всей семьей они осматривали дирижабль, разглядывали местами покрытый льдом Атлантический океан.

И вот, в последние минуты перед спуском, «Гинденбург» вспыхнул.

«Внезапно воздух вокруг загорелся, — вспоминает Денер. — Мы были рядом с окном, мама схватила моего брата и выбросила его наружу.

Схватила меня, упала, а потом выбросила и меня тоже. Она пыталась спасти нашу сестру, но та была слишком тяжелой, и, когда дирижабль был почти у земли, мама выпрыгнула за нами».

При падении мать сломала бедро. Девочку из горящего дирижабля вынес стюард. Выживших на автобусе доставили в лазарет, где, как вспоминает Денер, ему дали иголку, чтобы прокалывать волдыри от ожогов. У него были обожжены лицо, руки и правая нога, у матери — все конечности и лицо. Брат пострадал меньше всех, отделавшись несколькими ожогами на лице и правой руке. Сестра умерла рано утром.

Денер провел в больнице три месяца, в августе его переправили в другую больницу для пересадки кожи. За это время мальчик успел даже немного выучить английский. После лечения семья вернулась домой, в Мехико, где похоронила сестру и отца.

Как говорит Денер, «Гинденбург» — это то, что нельзя забыть».

Часть останков дирижабля сейчас хранится в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.

Катастрофа поставила жирную точку в истории полетов на дирижаблях. Эта индустрия и так доживала свои последние годы — авиация стремительно развивалась, а начавшаяся через несколько лет война только подстегнула конструкторов. Для войны дирижабли уже не понадобились — быстрые юркие истребители были гораздо более удобны для ведения боевых действий.

Немецкий пассажирский дирижабль LZ 129 «Гинденбург» был построен в 1936 году и стал самым крупным дирижаблем из всех созданных на тот момент времени. Однако по объему он незначительно уступал последнему классическому цеппелину LZ 130, который бал построен в 1938 году. Свое имя пассажирский дирижабль получил в честь рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга. Данный дирижабль навсегда вошел в воздухоплавания, но по достаточно печальному поводу.

6 мая 1937 года при выполнении посадки на главной воздухоплавательной базе ВМС США Лейхерст дирижабль загорелся в воздухе и потерпел катастрофу, жертвами которой стали 35 человек из 97 находившихся на его борту, а также 1 человек наземной команды. Хотя данная катастрофа не была самой крупной в истории дирижаблестроения, гибель именно этого воздушного судна получила наибольший резонанс, а также привела к появлению различных версий и предположений.


Дирижабль «Гинденбург»

«Гинденбург» являлся воплощением триумфа технологий Германии и научной мысли данной страны. В свое время после прихода к власти в Германии национал-социалистов Гуго Экнер, который был партнером графа Цеппелина и отцом первой в мире авиакомпании, сумел убедить Гитлера, что строительство и эксплуатация невиданных до этого времени по мощи и размерам дирижаблей сможет поднять престиж Третьего рейха. Адольф Гитлер поддержал данную идею, распорядившись выделить денежные средства на строительство дирижаблей-близнецов «Гинденбург» и «Граф Цеппелин II». И это могло быть только началом. Если бы реализация первого этапа этой грандиозной дирижаблестроительной программы оказалась удачной, планировалась начать постройку еще более величественных пассажирских и военных дирижаблей.

В тот момент, когда огромный дирижабль освободился от удерживавших его тросов и стал плавно уходить в вечернее небо, с земли раздались громкие аплодисменты. Провожавшие «Гинденбург» люди кричали «ура!», а некоторые даже бежали вслед за удалявшимся воздушным кораблем. На земле гремел духовой оркестр, лилось шампанское. Дирижабль, который отправлялся по маршруту Франкфурт – Нью-Йорк, открывал новый сезон воздухоплавания и совершал первый в 1937 году трансатлантический перелет. Поэтому на земле, одетые в сине-желтую форму музыканты, играли немецкие марши, а в конце исполнили национальный гимн. Музыка умолкла лишь тогда, когда «Гинденбург», являвшийся гордостью Третьего рейха, поднялся на высоту в 900 метров, на которой пришли в движение его огромные деревянные воздушные винты. При этом люди долгое время не расходились, продолжая следить за его светящимися огнями на темном небосклоне.

Так вечером 3 мая 1937 года во Франкфурте-на-Майне провожали (как оказалось в последний рейс) самый крупный в мире дирижабль. В те дни почти все немецкие газеты писали про гиганта, который уже покорил Европу и должен был покорить и Америку. Через 3 дня, 6 мая 1937 года уже тысячи жителей Нью-Йорка были свидетелями величественного и редкого зрелища – прибытия из Германии дирижабля «Гинденбург». Это был 11 трансатлантический рейс, который совершался данным воздушным кораблем, и первый рейс 1937 года.

Огромный серебристый сигарообразный воздушный корабль бесшумно плыл в небе Нью-Йорка. На его борту царили безмятежность и спокойствие, на второй палубе дирижабля играла музыка, танцевали несколько пар. В салоне первого класса пассажиры корабля играли в карты. У приоткрытых иллюминаторов под строгим присмотром стюардов сидели дети и с воздуха разглядывали, проплывающий внизу Манхэттен.

Путь из старого света в новый «Гинденбург», развивающий в небе скорость в 135 км/ч, проделал за 3 дня. За это время на его борту не было зарегистрировано никаких серьезных происшествий. Лишь пролетая над островом Ньюфаундленд, капитан «Гинденбурга» приказал снизиться, для того чтобы пассажиры дирижабля смогли сверху полюбоваться на проплывающие внизу айсберги.


К строительству «Гинденбурга» (LZ-129) приступили в 1934 году. Тогда его называли «гордым ангелом новой Германии». По размерам он превосходил все существующие дирижабли тех лет: длина 248 метров, диаметр 41,2 метра, на дирижабле были установлены 4 мощных дизельных двигателя компании «Даймлер» (общая мощность 4200 л.с.), максимальная дальность полета составляла 14 тысяч км.

На дирижабле были созданы самые комфортные условия для пассажиров. На его борту имелась специальная 15-метровая смотровая площадка, ресторан с эстрадой и роялем, большой читальный зал, курительный салон. Пища готовилась на кухне с установленным электрооборудованием. В каждой из его кают были туалет, ванная, холодная и горячая вода. Разумеется везде на дирижабле красовались портреты генерал-фельдмаршала Гинденбурга. После того как на дирижабле побывал лично фюрер, которому Гинденбург незадолго до этого передал власть, на корабле появились и его портреты.

Создавая свой дирижабль, Гуго Экнер предполагал использовать для его наполнения инертный гелий. Данный газ обладает меньшей подъемной силой по сравнению с водородом, но при этом он невзрывоопасен. Инженеру пришлось увеличить объем будущего дирижабля до по-настоящему фантастической величины – 190 тысяч кубометров. Будучи наполненным гелием «Гинденбург» становился почти неуязвимым. Даже в случае прямого попадания взорвалось бы максимум 2 баллона с газом из 15. При этом, по расчетам конструкторов, «Гинденбург» мог находиться в воздухе даже при 6-7 пробитых баллонах.

Однако расчеты так и остались расчетами, потому что в дело вмешалась политика. В то время единственное месторождение природного гелия располагалось на территории штата Техас. В свою очередь американцы смотрели на бурно развивающуюся Германию с опасением и наотрез отказались продавать гелий нацистам. Конгресс США даже принял специальное постановление по данному вопросу.


По этой причине конструктору немецкого воздушного гиганта пришлось применить для наполнения баллонов цепеллина горючий водород, предприняв при этом все возможные меры безопасности, которые можно считать беспрецедентными. На капитанском мостике, в коридорах, грузовых отсеках, пассажирских каютах и других помещениях дирижабля была смонтирована самая современная на тот момент система пожаротушения. Всему экипажу была выдана специальная форма, выполненная из антистатического материала. В мастерских компании «Цеппелин» производили обувь на специальной пробковой подошве. При посадке в дирижабль пассажиры сдавали спички, свечи, зажигалки и даже фонарики. Для курящих пассажиров был оборудован отдельный салон в виде герметичного бокса с плотно задраенными окнами, который был оснащен мощной системой вентиляции. Компания-перевозчик за свой счет предлагала всем желающим широкий выбор дорогих сигар.

Разгадка катастрофы

Несмотря на все эти меры катастрофы на борту избежать не удалось. Пролетев тысячи километров над Атлантикой, 6 мая 1937 года при посадке на военно-морской базе Лэйкхерст в Нью-Джерси на борту дирижабля неожиданно произошел взрыв, который привел к гибели 35 пассажиров и членов экипажа из 97 находившихся на борту, еще 1 сотрудник базы погиб на земле под обломками рухнувшего дирижабля.

Спустя 76 лет после того как в огне пожара погибли десятки людей, а активная эксплуатация пассажирских дирижаблей была приостановлена, американские ученые установили настоящую причину катастрофы «Гинденбурга». По информации The Independent, теория, которая раньше рассматривалась в качестве одной из версий, была подтверждена опытным путем.

Группа ученых из Юго-Западного исследовательского института из города Сан-Антонио, находящегося в штате Техас, пришла к выводу, что возгорание на борту «Гинденбурга», который вскоре после данной трагедии стали называть «Нацистским Титаником», произошло по вине статического электричества, которое возникло в результате воздействия между грозой и наружной оболочкой дирижабля и его каркасом. В это же время по неизвестной причине на борту дирижабля произошла утечка газа, скорее всего, из-за повреждения одного из баллонов с водородом. После этого газ проник в вентиляционные шахты.


Во время заземления посадочных канатов дирижабля по причине разности потенциалов между каркасом и частями наружной оболочки возникла искра, и воздухо-водородная смесь на борту «Гинденбурга» воспламенилась. До этого немецкие и американские ученые уже выдвигали версию об утечке водорода, при этом существовали разногласия о том, что же именно могло привести к его воспламенению. Для того чтобы подтвердить действенность своей теории, американские ученые сконструировали и сожгли некоторое количество моделей мини-дириажблей длиной до 24 метров. При этом длина самого «Гинденбурга» достигала 248 метров. По словам авиационного инженера Джема Стэндсфилда, искра образовалась именно в условиях статического электричества. Сначала загорелась кормовая часть дирижабля, после чего огонь быстро распространился по всей его площади, специалисты смогли продемонстрировать это в ходе проведенных экспериментов.

Как отмечает The Daily Mail, ученые в ходе проведения своих экспериментальных опытов хотели развенчать одну из популярнейших теорий о том, что построенный в Германии супер-дирижабль был уничтожен взрывом бомбы, имеющей часовой механизм. Предполагалось, что ее мог заложить на дно одного из баллонов с водородом Эрик Шпель – техник-антифашист. Согласно данной версии, взрыв должен был случиться уже после причаливания, когда пассажиры покинули бы воздушное судно. Но «Гинденбургу» пришлось выполнить «лишний» круг из-за возникшей грозы, и часовой механизм бомбы сработал раньше времени, объяснили сторонники данной теории. В любом случае сам Эрик Шпель погиб в той катастрофе.

Источники информации:
-http://www.newsru.com/world/04mar2013/hindenburg.html
-http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/aviakatastrofi-/article/2431
-http://wordweb.ru/sto_kat/66.htm
-http://ru.wikipedia.org


Вечером 3 мая 1937 года цеппелин «Гинденбург» отправился в рейс по расписанию. На борту было 97 пассажиров, стоимость билетов для которых равнялась приблизительно четыремстам долларам. В багажных отделениях было около 900 кг чемоданов, саквояжей и прочей ручной клади. В гондоле управления занимал свое место капитан корабля - Макс Прусс, ветеран Первой мировой войны.


Вылетев из Германии и преодолев Атлантику за 77 часов, Из-за крепкого встречного ветра над Атлантикой путешественники опаздывали почти на 10 часов. Наконец-то в 15 часов 6 мая 1937 года вдалеке показался Манхеттен. Желая угодить пассажирам и продемонстрировать американцам дирижабль, капитан корабля подвел цеппелин практически вплотную к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдин, где воздушное судно уже поджидали репортеры и зеваки.
Немецкий дирижабль «Гинденбург» летит над Манхэттеном 6 мая 1937 года. Через несколько часов корабль загорится при попытке приземлиться

По воспоминаниям бортового офицера Боёциуса (Boëtius), расположившись у открытых окон, гости воздушного судна любовались панорамой американского мегаполиса, и глазели на встречавших их ньюйоркцев, которые вовсю сигналили в клаксоны.
«Гинденбург» над Манхеттеном 6 мая 1937 года

Через час, оглохнув от сирен и гудков, пассажиры начали собираться на выход, но возникла еще одна непредвиденная ситуация. Командир военной базы Лейкхерст Чарлз Росендал (Charles Rosendahl), в связи с надвигавшейся страшной грозой, не рекомендовал приближаться к причальной мачте. В нештатной ситуации капитан дирижабля Макс Прусс (Max Pruss) принял решение барражировать в окрестностях, с целью переждать непогоду. «Гинденбург» развернулся и поплыл вдоль побережья, по направлению к Нью-Йорку.
Покружив над городом, дирижабль направился в сторону базы Лейкхерст, где он должен был совершить посадку. Событие освещало множество радио и фотокорреспондентов, в числе которых был и Сэм Шир. Наконец «Гинденбургу» было дано разрешение на посадку.
Опытный навигатор Боёциус взялся за рули высоты. «Когда Росендал по радио передал нам, что гроза над Лейкхерстом утихла, мы снова повернули назад и попали в грозовой фронт», - записал Боёциус. «Я отчетливо почувствовал в ногах турбулентность. Сильный кратковременный дождь также не прекращался».
В 7 часов вечера дирижабль во второй раз за день зашел на посадку.

В 19 часов 11 минут дирижабль снизился до 180 метров.

В 19 часов 20 минут дирижабль уравновесили, после чего с его носа сбросили причальные канаты.

В 19.21 цеппелин все еще находился над землей на расстоянии 80-ти метров. Нос дирижабля, направленный к причальной мачте, резко упал вниз. Эдуард Боёциус, все еще находившийся в штурманской рубке, ощутил удар. Он не мог поверить, что вот-вот разразится катастрофа.

В районе 4-го газового отсека сверкнула яркая вспышка.

Спустя миг в небо взметнулся ослепительный столб огня.

От едкого чёрного дыма стало в семь часов вечера черно, как поздней ночью.

Огонь быстро распространялся по направлению к носовой части, уничтожая воздушное судно и грозя убить команду и пассажиров. Большинство пассажиров сумело спрыгнуть на землю.

В это же время юнга Вернер Франц, которому тогда было 14 лет, находился в офицерской столовой. Подростка вдруг с силой отбросило на шкаф. После того, как его несколько раз резко бросило из стороны в сторону, он увидел гигантскую стену огня, которая мчалась на него из хвостовой части. Цеппелин первоначально выровнявшийся, опять стал на попа.

Парня привела в чувство вода, хлынувшая на его бедную голову из многочисленных перевернутых резервуаров.

Франц увидел через люк, что до земли не более двух с половиной метров и выпрыгнул из горящего ада.

С земли репортаж о прибытии дирижабля вел американский журналист Герберт Моррисон.
Радиодиктор Герберт Моррисон

Герберт Моррисон был радиодиктором на аэродроме в Лэйкхарсте, когда «Гинденбург» вспыхнул убийственным пламенем. При прослушивании записи или даже просто при чтении расшифрованной стенограммы, его эмоциональное комментирование до сих пор пробирает слушателя до глубины костей, (его известный крик стал очень популярным мемом).

«Веревки уже спущены, и их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают корабль, чтобы… Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в небо на пятьсот футов… Это кошмар. Это ужасный кошмар. Все в огне… смотри, Скотти, смотри, Скотти, не заслоняй мне… О, Боже, это ужасно! О, Боже, отойди же, не заслоняй. Пожалуйста! Все горит, и обломки падают на причальную мачту и людей вокруг… Это одна из самых ужасных катастроф в мире!»

Произошла катастрофа, свидетелем которой стали множество людей. Именно тогда Сэм Шир сделал свою знаменитую фотографию.

Капитан Прусс в сложившейся обстановке не растерялся и делал все, чтобы увеличить шансы людей на спасение. «Гинденбург» упал на землю рядом со швартовочной мачтой.

Боёциус тоже оказался у раскрытого окна. Кто-то из его товарищей крикнул: «Эдди, прыгай!» Было достаточно высоко и Эдвард выжидал. Когда нос дирижабля снова потянуло вниз - он спрыгнул. Рядом с ним упали трое его сослуживцев, чудом избежавших пламени гигантской печи. Вскочив на ноги, Боёциус помчался к упавшему, быстро таявшему на глазах, цеппелину, чтобы помочь выбраться остальным пассажирам.

Это было «инстинктивное побуждение», скажет он через много лет в интервью газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung». А тогда сам Гитлер лично наградил его почетной грамотой за героизм на пожаре.
Видео катастрофы

Из 97 пассажиров и членов команды спаслось почти две трети - 62 человека. Через мгновения часть команды во главе с капитаном воздушного судна Максом Пруссом были прижаты к земле пылающими обломками горящего корпуса. Сильно обожженным, им все же удалось выбраться из-под обломков. В этой катастрофе погиб Эрнст Леманн, глава компании «Цеппелин», выпустившей дирижабль «Гинденбург». Капитан корабля Макс Прусс выжил, но его лицо осталось до конца жизни изуродованным до неузнаваемости.

Версии крушения
Майкл Макдональд Муни в своей книге заявил, что катастрофа была осуществлена 24-летним антифашистом Эрихом Шпелем, позже скончавшимся от ожогов в больнице. Награжденный фюрером Эдуард Боёциус, через десятилетия говорил в интервью журналу «Шпигель», что «политика Гитлера сделала нас за границей объектом ненависти». Третий офицер цеппелина подтверждал существование еврейского заговора или акта саботажа со стороны американской авиакомпании Pan American Airways, видевших в немцах своих конкурентов. Свои домыслы о мрачных временах нацизма развил в книге «Феникс из пепла» сын Боёциуса.
Спасшаяся Мария Климан

Причина - взрыв водорода, которым вместо гелия был наполнен «Гинденбург». Считается, что Германия не могла позволить себе столько гелия по причине натянутых предвоенных отношений со странами Европы.
Адольфа Фишера, раненного механика с «Гинденбурга» отправляют в больницу. 7 мая 1937 года

По="По" версии="версии" телеканала="телеканала" причиной="причиной" гибели="гибели" явилось="явилось" статическое="статическое" появившееся="появившееся" в="в" обшивке="обшивке" дирижабля="дирижабля" из-за="из-за" бушевавшей="бушевавшей" неподалеку="неподалеку">Неизвестная женщина из числа выживших на американской военно-морской базе в Лейкхерсте, Нью-Джерси, 6 мая 1937 года

В телесериале Разрушители легенд (MythBusters) проверяются городские легенды, слухи и другие порождения популярной культуры. Долгое время в СМИ распространялась гипотеза о том, что якобы дирижабль «Гинденбург» потерпел крушение из-за очень огнеопасного состава краски, а не из-за водорода, закаченного в баллоны. Обшивка «Гинденбурга» была сделана из упрочненной ткани на основе хлопка, пропитанной бутиратом ацетилцеллюлозы и оксидом железа с присадкой из порошка алюминия. Это должно было придать оболочке как прочностные так и огнезащитные свойства.
Майор Ганс Хьюго Витт из немецких люфтваффе был сильно обожжен во время катастрофы, 7 мая 1937 года

Используя вещества, из которых состояла краска «Гинденбурга», удалось создать комбинацию, при определенных пропорциях образующую термитную смесь, которая горит без доступа кислорода. Однако такая смесь горит довольно медленно, что не соответствует документальной пленке, на которой изображено крушение «Гинденбурга». Уменьшенная модель «Гинденбурга», покрашенная такой краской и помещённая в насыщенную водородом среду, горела примерно одну минуту, что совершенно не похоже на реальные события. В результате было решено, что, возможно, при катастрофе одновременно загорелся водород и краска, так как краска в отдельности не может быстро гореть.
Вид с воздуха обломков дирижабля возле ангара на базе Лейкхерсте, 7 мая 1937 года

Также можно предположить, что термитная краска слишком тяжела для летательного аппарата, поэтому вряд ли применялась именно она. Однако не была проверена версия, согласно которой огнеопасным был сам материал, из которого был изготовлен дирижабль, возможно из-за специальной технической пропитки.
Охрана останков «Гинденбурга». Лейкхерст. Нью-Джерси, США. Май 1937

Основной на сегодняшний день считается все же «электростатическая» версия. Чтобы не слишком выбиваться из графика и не прибыть в Лейкхерст завтрашним числом, командир «Гинденбурга» Макс Прусс начал предпосадочное маневрирование сразу после прохождения грозового фронта, что вызвало необходимость выполнить несколько крутых разворотов. При выполнении последовательных эволюций в хвостовой части корпуса дирижабля возникли большие нагрузки от плоскостей оперения (это традиционно слабое место жестких дирижаблей системы Цеппелина), из-за чего произошёл обрыв одного или нескольких стальных тросов, усиливающих изнутри каркас дирижабля. Лопнувшие тросы повредили внутренние баллонеты, заполненные водородом, что вызвало утечку газа и образование взрывоопасной смеси его с атмосферным воздухом. Утечка несущего газа ещё до начала пожара заметна на кадрах кинохроники по характерному вспучиванию и колебанию внешней обшивки.
Члены ВМС США Комиссия по расследованию осматривают обломки «Гинденбурга» на поле в Нью-Джерси, 8 мая 1937 года.

Самой нелепой представляется следующая версия. Дирижабль, как известно, многократно пролетал над некой птичьей фермой, владелец которой грозился подбить летающую махину из дедовского ружья. Владелец фермы уверял, что от шума цеппелина его куры плохо несутся, и он скоро обанкротится. Комиссия подтвердила факты угроз и наличия у фермера допотопного ружья, но вот в ход он его так и не пустил. Причем эксперты доказали, что из ружья возможно пробить обшивку дирижабля, но не вызвать его возгорание.
Члены комиссии проверяют останки металлического каркасарка«Гинденбурга» в мае 1937 года

Такими же дикими можно считать соображения по поводу вероятного теракта. Такую «утку» запустил еще комендант Чарлз Росендал, возглавлявший группу экспертов с американской стороны. Потом в 60-е годы американец немецкого происхождения Адольф Аугуст Хёлинг (Adolph August Hoehling) одним из первых заявил, что на борту «Гинденбурга» находился техник низшего ранга, которого его «леворадикально настроенная подруга» уговорила уничтожить этот «символ тевтонской агрессивности». «Клеветой и злословием» назвала такую провокацию пенсионерка, проживавшая тогда в Гессене, когда узнала, в чем её обвиняют.
Таможенники проверяют уцелевший багаж, 6 мая 1937 года.

В прекращении расследования, как ни странно, оказалась замешана сама нацистская верхушка. Сперва они, устами министра пропаганды Йозефа Геббельса, пытались представить гибель дирижабля как «акт возмездия» за разрушенную испанскую Гернику. Уничтоженную налетами «Легиона Кондор». Но потом развернулись ровно на 180 градусов. Прославленный летчик Первой мировой войны Герман Геринг, который сильно увлекался самолетами, терпеть не мог дирижабли. Он называл их «летающими сосисками» и не признавал за ними никакого будущего. Гибель «Гинденбурга» пришлась ко времени, чтобы покончить со всеми проектами развития этого средства воздухоплавания.
Выжившие члены экипажа злополучного дирижабля фотографируются на военно-морской авиации в Лейкхерсте, 7 мая 1937 года.

Как бы то ни было, бесспорным остается одно: страшная катастрофа «Гинденбурга» практически поставила крест на программах развития дирижаблей во всем мире. Загадочная катастрофа флагмана немецкого воздушного флота произвела тяжелое впечатление и на самого Гитлера, который отдал приказ прекратить строительство еще двух цеппелинов на верфях Фридрихшафена. В 1938 году фирма «Цеппелин» построила ещё один дирижабль - LZ 130, который был назван «Граф Цеппелин» (такое же имя носил и предшественник «Гинденбурга» - дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин»). Но ему не было суждено принять на борт пассажиров: в Германии полеты с пассажирами на дирижаблях, заполненных водородом, были запрещены.
В Нью-Йорке прошли траурные церемония по 28 немцам погибшим в катастрофе. 11 мая 1937 года.

Англичане также отказались от секретного проекта создания дирижаблей-бомбардировщиков. Советский Осоавиахим сделал ставку на самолеты. Эхо страшного взрыва на американской базе Лейкхерст долетело даже до Южной Африки, где правительство свернуло собственную программу строительства цеппелинов. Четырех секунд оказалось достаточно, чтобы закончилась такая в общем-то недолгая эра дирижаблей. Ровный круг влажного песка под причальной мачтой на военной базе ВВС США 6 мая 1937 года превратился в могилу для целого направления в воздухоплавании.
Немецкие солдаты отдают прощальный салют возле гроба с телом капитана Эрнеста А. Лемана, бывшего командира «Гинденбурга»

"ТАСС/Reuters/Next Media Animation 2017"

ТАСС-ДОСЬЕ. 80 лет назад, 6 мая 1937 г., на территории воздухоплавательной базы ВМС США Лейкхёрст (шт. Нью-Джерси, США) при выполнении посадки потерпел крушение самый большой в мире на тот момент пассажирский дирижабль - немецкий жесткий "цеппелин" LZ 129 Hindenburg ("Гинденбург").

Этой катастрофой, в которой погибли 36 человек, завершился период использования дирижаблей в качестве коммерческого пассажирского транспорта.

История "Гинденбурга"

В Германской империи коммерческие пассажирские воздушные перевозки на дирижаблях начались в 1910 г. Использовались воздушные суда, разработанные графом Фердинандом фон Цеппелином (1838-1917). Годом ранее он же основал первую в мире авиакомпанию DELAG, которая к 1930 г. была преобразована в Deutsche Zeppelin Reederei (DZR).

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. по заказу DZR инженеры предприятия Luftschiffbau Zeppelin разработали проект крупного дирижабля для трансатлантических перелетов, призванного заменить LZ 127 Graf Zeppelin ("Граф Цеппелин" 1927 г. постройки, в 1929 г. осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный полет).

Генеральным конструктором нового дирижабля-гиганта был Людвиг Дюрр, дизайн интерьеров выполнили архитекторы Фриц Август Бреухаус де Гроот и Цезарь Пиннау. По первоначальному проекту планировалось использовать в качестве несущего газа гелий - менее опасный, чем легковоспламеняющийся водород, который в 1920-х гг. послужил причиной ряда катастроф дирижаблей со значительным числом жертв. Из-за введенного США эмбарго на поставки гелия в Германию инженерам пришлось изменить проект под использование водорода, не уменьшая габаритов аппарата.

Строительство было начато в 1931 г. во Фридрихсхафене (Германия), первый пробный полет состоялся 4 марта 1936 г., после чего воздушное судно передали DZR. Дирижабль получил регистрационный номер D-LZ129 и имя в честь немецкого президента генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга (1847-1934). На момент постройки "Гинденбург" являлся крупнейшим воздушным судном в мире.

Жилые и технические палубы размещались внутри корпуса, подвешенная под корпусом гондола служила только для управления дирижаблем. Для облегчения веса большая часть конструкций была выполнена из дюралюминия - сплава алюминия с медью и магнием. Дюралюминиевым был даже рояль фирмы Bluthner, специально заказанный для "Гинденбурга" и установленный в кают-компании.

Технические характеристики

Длина - 245 м;

Максимальный диаметр - 41,2 м;

Номинальный объем газа в газовых отсеках - 190 тыс. куб. м;

Эксплуатационная мощность каждого из четырех дизельных двигателей Daimler-Benz LOF-6 - 900 лошадиных сил; максимальная - 1 тыс. 320 лошадиных сил;

Запас топлива - 60 т;

Скорость - до 135 км/ч;

Грузоподъемность - до 100 т полезной нагрузки;

Пассажировместимость - 50 человек в 25 двухместных каютах (после модернизации зимой 1936-1937 гг. число спальных мест выросло до 72).

Экипаж и персонал - до 54 человек, после модернизации 1936-1937 гг. - до 60 человек.

Эксплуатация

Первый коммерческий рейс "Гинденбург" выполнил с 31 марта по 4 апреля 1936 г. - "цеппелин" перевез 37 пассажиров, 61 кг почты и 1 тыс. 269 кг груза с аэродрома Лёвенталь (ныне - аэропорт Фридрихсхафен, Германия) в Рио-де-Жанейро (Бразилия). С мая 1936 г. "Гинденбург" регулярно обслуживал трансатлантические пассажирские линии, связывая Германию с Рио-де-Жанейро, Ресифи (Бразилия) и Лейкхёрстом.

Кроме того, вместе с "Графом Цеппелином" дирижабль использовался для пропагандистских полетов, был задействован в церемонии открытия XI летних Олимпийских игр в Берлине 1 августа 1936 г. В общей сложности "Гинденбург" выполнил 62 цикла "взлет-посадка", преодолев 337 тыс. км.

Катастрофа

3 мая 1937 г. "Гинденбург" под командованием капитана Макса Прусса отправился в рейс по маршруту Франкфурт - Лейкхёрст. На борту в ходе 63-го по счету полета находились 97 человек - 36 пассажиров, 40 членов штатного экипажа и еще 21 человек - представители авиаперевозчика и члены экипажа строившегося в Германии дирижабля Graf Zeppelin II, проходившие обучение на "Гинденбурге". 6 мая дирижабль достиг Нью-Йорка. Пилоты провели машину максимально близко к смотровой площадке небоскреба Empire state building, сделали несколько кругов над городом и к 16:00 по местному времени подвели воздушное судно к посадочной площадке на базе Лейкхёрст (около 80 км от Манхэттена, Нью Йорк).

Некоторое время аппарат маневрировал, ожидая ухода грозового фронта и разрешения на посадку. Получив его в 19:09, экипаж снизил воздушное судно до высоты 180 м и сбросил причальные канаты. В 19:25 в районе кормы, под вертикальным стабилизатором, возникло возгорание. В течение 30 секунд огонь охватил корпус дирижабля, после чего тот рухнул на землю близ швартовой мачты и полностью сгорел.

Погибли 36 человек - 13 пассажиров, 22 члена экипажа и сотрудник наземной службы. Спастись удалось 23 пассажирам и 39 членам экипажа, в том числе капитану дирижабля. Многие получили сильные ожоги.

Репортаж о гибели "Гинденбурга" в прямом радиоэфире вел американский журналист Герберт Моррисон, также катастрофу запечатлели операторы кинохроники.

Причина крушения

Расследованием причин катастрофы занимались комиссии имперского министерства авиации Германии и министерства торговли США. 21 июля 1937 г. был опубликован отчет американских экспертов, согласно которому причиной гибели "Гинденбурга" стало воспламенение воздушно-водородной смеси, "с большой долей вероятности" вызванное коронным разрядом ("огни святого Эльма"), который возник на оболочке дирижабля.

Немецкий отчет был опубликован в 1938 г. и в целом повторял выводы американцев - по мнению экспертов, причиной катастрофы могла стать искра между наружной оболочкой воздушного судна и его каркасом, возникшая из-за разницы потенциалов после прохода дирижабля сквозь грозовой фронт. Искра, "вероятно", воспламенила водород, который из-за ранее возникшего повреждения 4-го или 5-го газового баллона смешивался с окружающих воздухом, что и привело к гибели "цеппелина".

Выдвигались также версии о диверсии на борту, однако обе комиссии не нашли существенных доказательств в их поддержку.

Последствия для воздухоплавания

Радиорепортаж Моррисона и хроникальная киносъемка гибели "Гинденбурга" вызвали значительный общественный отклик, в СМИ широко обсуждалась опасность "цеппелинов" как способа передвижения. В конечном счете это привело к отказу от использования дирижаблей в качестве пассажирских лайнеров.

Вскоре после катастрофы Deutsche Zeppelin Reederei отменила все рейсы в Бразилию и США, немецкое правительство ввело запрет пассажирских перевозок на дирижаблях. Строившийся в тот момент германский LZ 130 Graf Zeppelin II был завершен, но использовался только для пропаганды и в военных целях. Весной 1940 г. он был разобран по приказу рейхсминистра авиации Германа Геринга, так как дюралиминий был нужен для строительства военных самолетов.

В 1997 г., через 60 лет после катастрофы в Лейкхёрсте, торговая марка Zeppelin была возрождена - началось строительство немецких дирижаблей Zeppelin NT которые вмещают до 14 человек и применяются для кратковременных (до нескольких часов) полетов в различных целях. В качестве несущего газа они используют пожаробезопасный гелий.

Увековечение памяти

Семь жертв катастрофы были похоронены в братской могиле на главном кладбище Франкфурта-на-Майне (Германия), где в 1939 г. установлен монумент в память о гибели "Гинденбурга", выполненный скульптором Карлом Штоком. В день 50-летия катастрофы, 6 мая 1987 г., на месте крушения в Лейкхёрсте также открыт памятник - гранитные плиты в виде стилизованного силуэта дирижабля опоясывает желтая якорная цепь.

Катастрофе воздушного судна посвящены кино- и телефильмы "Гинденбург" (США, 1975, реж. Роберт Уайз), "Гинденбург": "Титаник" небес" (Великобритания, 2007, Шон Гранди), "Гинденбург": последний полет" (Германия, 2011, Филип Кадельбах). Кроме того, кадр горящего "Гинденбурга" из документальной кинохроники использован на обложке дебютного альбома рок-группы Led Zeppelin (1969).

Этот день в истории: (видео)

«Волнующая новость: дирижабль "Гинденбург" снова поднимется в воздух, несмотря на кампанию протеста. Утром 6 мая 1937 года предмет гордости Германии приземлится на американской территории. В текущем году пассажирский аэростат совершит 18 перелетов из Франкфурта в Лейкхерст, штат Нью-Джерси...» - эти слова звучали из репродукторов и радиоприемников по всей Америке.

Граждане США - одни с ненавистью, другие с восторгом - ожидали прибытия очередного чуда света, сотворенного человеческими руками, и символа германского рейха - огромного дирижабля, получившего имя президента Веймарской республики фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга. Это был уже не первый рейс гигантского аэростата в Америку, но именно этот перелет стал для воздушного лайнера и его пассажиров роковым...

Первый дирижабль с металлическим корпусом поднялся в воздух в Германии в июле 1900 года. Отставной офицер Фердинанд фон Цеппелин преодолел по воздуху 20 миль на двенадцатиметровой летающей «сосиске», оснащенной парой судовых двигателей. Жесткие дирижабли Цеппелина не испытывали деформации в полете, им была не страшна плохая погода, и в первое десятилетие наступившего века людям казалось, что именно эти сигарообразные красавцы с мощными моторами станут хозяевами неба.

В начале Первой мировой войны немецкие цеппелины безнаказанно бомбили Лондон и Париж, производили воздушную разведку, летая выше аэропланов. Быстрое развитие авиации, в частности истребительной, положило конец неуязвимости дирижаблей. Некоторые из них стали жертвами первых воздушных асов. Однако аэростаты сохранили свой главный козырь - способность долго находиться в воздухе (до ста часов). Свой флот дирижаблей проигравшая войну Германия была вынуждена передать союзникам в качестве репараций. Старик Цеппелин этого позора не увидел - он умер в марте 1918 года. К этому времени основанная им фирма Luftschiffbau Zeppelin успела построить сотню дирижаблей и основала первую в мире пассажирскую линию Берлин - Фридрихсхафен. После было построено всего лишь три воздушных корабля, но зато какими они были!

В 1924 году на верфях Цеппелина был создан первый из гигантов - LZ-126. Отправившись в том же году в США, он обрел там имя «Лос-Анджелес». В качестве транспортного средства дирижабль прослужил с небольшим перерывом до 1940 года, проведя в воздухе 5368 часов. Вплоть до 1936 года чудом XX века считался LZ-127 «Граф Цеппелин».

Построенный в 1928 году, этот мастодонт стал легендой еще при жизни. Оснащенный уникальными газовыми моторами, он в 1929 году совершил трехнедельное кругосветное путешествие по маршруту Токио - Лос-Анджелес - Лейкхерст - Фридрихсхафен. За девять лет беспорочной службы «Граф Цеппелин» преодолел расстояние в 1 миллион миль и перевез 13 110 пассажиров. Попытки других стран конкурировать с Германией оказались неудачными. В1921 году разбился британский дирижабль R-38, эта же участь постигла воздушный корабль американских ВМС, а в 1928-м на пути к Северному полюсу потерпела аварию «Италия», построенная знаменитым Умберто Нобиле. В1936 году немецкий гений рождает самое большое и самое дорогостоящее воздушное судно в истории человечества - дирижабль «Гинденбург».

«Колоссаль!» - говорили о нем поклонники цеппелинов. Они не преувеличивали. Размеры «Гинденбурга» поражали воображение. Огромный серебристый корпус достигал в длину 248 метров (на 8 метров больше, чем трансатлантический лайнер «Титаник»), а в диаметре - 40 метров. 16 отсеков внутри корпуса вмещали 200 тысяч кубометров водорода. Четыре мощных дизельных двигателя позволяли развивать скорость до 150 километров в час, предел высоты составлял 4 тысячи метров, а дальность полета - 15 тысяч километров.

Пассажирам предлагался немыслимый доселе комфорт. Прежде всего - свобода от морской болезни и тихое, плавное движение. 52 счастливца располагались внутри корпуса, а не на подвесной гондоле, что было новинкой. Роскошь не уступала океанскому лайнеру.

В каждую из 26 двухместных кают на верхней палубе подавалась холодная и горячая вода. Обувь просили выставлять за дверь, как в отеле, для чистки. На «Гинденбурге» находились обеденный и читальный залы, атакже салон с фортепиано. Корпус этого, казалось бы, обычного для того времени музыкального инструмента был алюминиевым. Специальный облегченный рояль для дирижабля изготовила известная в то время фирма «Блютнер» по заказу немецкого адмиралтейства. На нижней палубе располагались кухня с электроплитами, ванные комнаты, туалеты и курительное помещение, стены которого были покрыты асбестом. Курить разрешалось только в этом салоне, зажигалка была электрической и крепилась к столу. Перед вылетом пассажиров вежливо просили сдать собственные зажигалки (спички, электронные фонарики) на время путешествия. Это было единственным неудобством для богатых пассажиров, решивших совершить перелет из Старого в Новый Свет. Вдоль бортов были устроены прогулочные галереи с огромными наклонными окнами, через которые можно было любоваться на облака и пейзажи Атлантики. На борту «Гинденбурга» находилась небольшая типография, выпускающая газету новостей на английском и немецком языках, пассажиры имели возможность отослать телеграмму.

Все это великолепие обходилось для путешественника недешево - около $ 800 за перелет через океан. По тем временам - весьма внушительная сумма.

В начале 1930-х годов Германия все еще переживала последствия экономического кризиса, а для постройки гигантского аэростата требовались огромные средства. Главе фирмы «Цеппелин» Хуго Экенеру пришлось обратиться за финансовой помощью к НСДАП. Поэтому неудивительно, что Гитлер постарался максимально использовать «Гинденбург» в своих целях. Дирижабль по инициативе министра пропаганды Геббельса разбрасывал листовки и нацистские флажки, а из огромных динамиков неслись речи заправил НСДАП. Для самого Гитлера «Гинденбург» был неоспоримым доказательством превосходства арийской расы. Вообще этот самый дорогой летательный аппарат, когда-либо построенный руками человека, должен был символизировать возрождение Третьего рейха.

А для своих создателей дирижабль олицетворял наиболее безопасное средство для воздухоплавания, оснащенное самыми современными навигационными приборами и оборудованием. Однако было одно «но». Изначально конструкторы предполагали заполнить роскошное пассажирское судно не горючим водородом, а гораздо более безопасным гелием. В то время единственным обладателем этого природного газа были США, весьма неодобрительно относящиеся к событиям в Германии. Экенер путем долгих переговоров уже почти добился от президента Рузвельта поставок гелия, однако американский конгресс, опасавшийся военного использования цеппелинов, заблокировал сделку.

Помимо перевозки пассажиров «Гинденбург» хотели использовать и в научных целях. В частности, профессор Викман предлагал осуществить на дирижабле полет в полярные районы. Аэростат должен был высадить экспедицию между Аляской, островом Врангеля и Северным полюсом, а после проведения запланированных работ вывезти людей. Однако план так и остался на бумаге.

6 мая 1936 года «Гинденбург» отправился в свой первый трансатлантический полет в США. В том же году было совершено еще девять рейсов в Америку и один в Рио-де-Жанейро. О впечатлениях пассажиров можно было прочитать в прессе по обе стороны океана. Все они изобиловали лестными эпитетами как в адрес самого дирижабля, так и в адрес вышколенной команды из 39 человек, возглавляемой капитаном корабля опытным Максом Пруссом, летавшим на боевых цеппелинах еще в Первую мировую.

Вечером 3 мая 1937 года на аэродроме Франкфурта-на-Майне немцы провожали в очередной рейс в США самый большой дирижабль в мире. «Германское чудо должно удивить Новый Свет. Воздушный гигант покорил Европу, покорит и Америку. Небо принадлежит нам!» - писали немецкие газеты. Рекой лилось шампанское. В честь открытия нового сезона воздухоплавания и первого в 1937 году трансатлантического перелета «Гинденбурга» по маршруту Франкфурт - Нью-Йорк музыканты духового оркестра исполняли бравурные марши, закончив свою программу национальным гимном Германии. Огромный воздушный корабль с изображением свастики на вертикальном оперении освободился от державших его тросов и стал плавно подниматься в темнеющее небо. На высоте девяносто метров пришли в движение огромные деревянные воздушные винты. Провожающие кричали «ура!» и какое-то время бежали вслед за удаляющимся гигантом.

Сорок два пассажира, с комфортом разместившиеся в каютах, готовились увидеть незабываемое зрелище: города Европы, Атлантический океан, Бостон и, наконец, Нью-Йорк с высоты птичьего полета (150-300 метров). В капитанской кабине отдавал приказы подчиненным Макс Прусс. Взлет прошел успешно, и командир взял в свои опытные руки управление «Гинденбургом». Главной его задачей было соблюдение строжайшей горизонтальности полета. Даже при малейшем крене бутылки с дорогими винами могут упасть со столиков, приготовление изысканных блюд на кухне станет почти невозможным, а капризные пассажиры сразу же почувствуют дискомфорт. В этой же кабине находился и директор компании Zeppelin Reederei Эрнст Лeманн. Дела у компании шли в гору, билеты на рейсы были проданы на год вперед.

Дирижабль пересек Европу и величаво поплыл над Атлантикой. Пассажиры наслаждались ощущением парения в воздухе. Гурманов принял ресторан с диковинными блюдами и превосходными напитками. Яства готовились лучшими поварами Германии и подавались на голубом с позолотой фарфоре. Особенный успех имел охлажденный коктейль «Гинденбург» - эту изюминку можно было попробовать в баре. В салоне играл рояль. В курительной комнате обсуждались последние новости. Но большинство путешественников проводило время в прогулочных галереях, любуясь бескрайними просторами океана.

Пролетая над островом Ньюфаундленд, капитан Прусс немного снизил высоту, чтобы доставить пассажирам удовольствие увидеть белоснежные айсберги с высоты 150 метров. Над Атлантикой произошла и неприятность, о которой пассажиры не узнали: в районе хвостового оперения порвалась обшивка корпуса, однако такелажники, рискуя жизнью, сумели исправить повреждение на ходу.

Ранним утром 6 мая впереди в дымке показался Бостон, а после обеда, когда пассажиры начали готовиться к высадке, перед дирижаблем выросла статуя Свободы, за которой стал виден и Нью-Йорк с его небоскребами. Серебристая сигара снизилась и проплыла мимо «Эмпайр Стейт Билдинг». На конечном пункте маршрута, военно-морской базе Лейкхерст, несколько сотен человек поджидали своих родных и друзей, возвращающихся из Европы, была наготове швартовая команда. Для причаливания корабля возвели специальную 60-метровую мачту. В 19.25 с борта «Гинденбурга» к земле полетели швартовые канаты, и корабль застыл в 20 метрах от земли. Среди встречающих находился репортер Герберг Моррисон, который вел прямую передачу для слушателей чикагского радио. И именно там зазвучало: «...Господи, он вспыхнул, пламя поднялось более чем на 500 футов...»

Случилось невероятное. Сначала раздался глухой взрыв, а затем на корме показался сноп пламени, которое в считанные секунды охватило весь дирижабль. Летающий «Титаник» оседал на землю, превратившись в огромный костер. На глазах у сотен объятых ужасом свидетелей «Гинденбург» стал кромешным адом: огонь получал постоянную подпитку из огромных резервуаров в чреве корабля, наполненных водородом. Журналист Моррисон с трудом продолжал свой репортаж: «Я никогда не видел ничего более страшного. Это самая ужасная катастрофа в мире! Все пассажиры погибли!..»

На самом деле погибли не все. Один из уцелевших пассажиров акробат О"Лафлин потом рассказывал: «Мы парили над аэродромом и думали о чем угодно, только не о возможности несчастья... Я вошел в свою каюту - и вдруг яркая вспышка осветила все вокруг. Я посмотрел в окно и увидел, что земля несется навстречу падающему дирижаблю. Вокруг сверкало пламя... Я прыгнул - и вовремя, потому что почти в то же мгновение дирижабль достиг земли, ударившись об нее со страшным грохотом... Это был кошмар!» В момент катастрофы большинство людей находилось в носовой части «Гинденбурга». Они не видели пламени, но по наклону корпуса дирижабля и по заметавшимся на земле фигуркам людей поняли, что произошло что-то непредвиденное. Пытаясь спастись от огня, пассажиры и члены команды прыгали вниз, туда, где через разбегающуюся в панике толпу с трудом пробивались пожарные команды, машины «скорой помоши», врачи и санитары. Некоторые из пассажиров, не потеряв присутствия духа, проявили чудеса сообразительности. Так, некий господин, очутившись среди горящих обломков, сумел быстро зарыться в мягком влажном песке, которым был покрыт аэродром, и таким образом спасся. Над одной из кают лопнул установленный сверху бак с водой, которая приглушила огонь, а пассажир выплеснулся вместе в содержимым бака на землю. При падении дирижабля открылись двери и выпала лестница, по которой успели спастись несколько десятков человек.

Двенадцать человек команды вместе с капитаном Максом Пруссом оказались прижатыми к земле раскаленными частями фюзеляжа. Но их, сильно обожженных, все же сумели вытащить. Эрнст Леманн на следующий день умер в больнице от ожогов. Избежать гибели удалось 46 из 61 члена экипажа и 20 из 36 пассажиров. А репортаж Герберта Моррисона был завершен такими словами: «О боже! Несчастные пассажиры... Леди и джентльмены, я не в силах говорить... Передо мной дымящаяся груда... Земля горит. Прошу извинения, мне необходимо сделать паузу: у меня пропал голос...»

На следующий день после катастрофы в одном из нью-йоркских кинотеатров показывали фильм, заснятый во время гибели «Гинденбурга». На зрителей он произвел тяжелое впечатление: в зале слышались крики ужаса, а несколько женщин потеряли сознание. Эти кадры и многочисленные фотографии были использованы специальной комиссией, которая начала расследование причин гибели чуда воздухоплавания.

Реакция германской стороны была однозначной: изверги-американцы, кичащиеся своей демократией, не продали гелий и тем самым погубили столько невинных душ! Гибель гигантского дирижабля стала ударом для нацистов. Был сильнейшим образом поколеблен авторитет немецкой техники в мире. Целые полосы в немецких газетах посвящались катастрофе.

Расследование тянулось долго. Выдвигались самые разные версии - от искры статического электричества в месте утечки водорода до обстрела аппарата из огнестрельного оружия. Моделировалось даже воспламенение водорода в отсеках коронным разрядом, возникающим при наличии грозового фронта. Этот эксперимент удался. Был выдвинут и вариант саботажа. Но ни одна из версий официального подтверждения не получила, и в конце концов, несмотря на резкие протесты общественности, дело о крушении «Гинденбурга» было закрыто. Считалось, что официальные органы Америки и Германии пошли на это, чтобы не разжигать международный инцидент.

После окончания Второй мировой войны выяснилось, что расследование прикрыли сами нацисты. Командующий германскими люфтваффе Герман Геринг отдал приказ комиссии особенно не углубляться в версию с саботажем. Арийское высокомерие не смогло бы смириться с фактом, что гордость Германии «Гинденбург» пал жертвой какого-то проходимца или тем паче антифашиста. В 1972 году человеческий фактор снова всплыл из небытия. Исследователь Майкл Муни в своей книге «Гинденбург» подтвердил версию преднамеренного взрыва лайнера. Заметим: подтвердил после тщательного изучения американских и немецких архивных документов, в том числе доклада гестапо о взрыве мины, заложенной в четвертом отсеке дирижабля. Общественности стал известен и виновник трагедии - некий Эрик Шпель, ярый антифашист, член Сопротивления и участник Гражданской войны в Испании. Он сумел устроиться техником на «Гинденбург» незадолго до его последнего рейса. Шпель, руководствуясь гуманными соображениями, установил часовой механизм таким образом, чтобы тот привел в действие адскую машинку лишь после того, как пассажиры и команда сойдут на землю. К несчастью, «Гинденбург» пережидал грозу, и это отсрочило причаливание... Сам Шпель сумел выпрыгнуть из объятого пламенем корабля, однако от полученных ожогов вскоре скончался в госпитале.

Трагедия «Гинденбурга» надолго напугала человечество. В самой Германии строительство исполинских дирижаблей было заморожено, и как оказалось, навсегда. Компания Zeppelin Rederei была закрыта. Ее последнее детище «Граф Цеппелин II» был еще более комфортабельным, однако его карьера ограничилась электронной разведкой вокруг Англии и пропагандистским полетом над Судетами перед их аннексией. Огромные и беспомощные перед лицом истребителей и зениток противника воздушные корабли стали пережитком уходящей в небытие эпохи 20-х с ее наивными мечтами о мире и процветании. Третьему рейху, уже решившему завоевать мир, нужны были другие летательные аппараты - бомбардировщики Юнкерса и истребители Мессершмита.

Читайте также: