Пологов павел андреевич герой советского союза. Пологов павел андреевич. Смотреть значение Пологов, Павел Андреевич в других словарях

Герой Советского Союза Пологов Павел Андреевич

Родился 23 Сентября 1913 года в посёлке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Свердловской области, в семье рабочего. Окончил 6 классов. В 1927 году получил специальность слесаря, окончив школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93 города Нижний Тагил). Работал слесарем на металлургическом заводе. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник боёв на реке Халхин-Гол 1939 года и Советско-Финляндской войны 1939—1940 годов.

С июня 1941 года Капитан П. А. Пологов на фронтах Великой Отечественной войны. До 1942 года служил в 149-м ИАП, летал на И-16. Затем, до июля 1943 года, в 737-м ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Як-1. С июля 1943 года по июнь 1944 года — в 163-м ИАП, летал на Як-7 и Як-9.

К августу 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт) Майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 12 самолётов противника.

2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны выполнил около 600 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 23 вражеских самолёта лично и 16 — в группе с товарищами.

С 1949 года полковник П. А. Пологов в запасе. Жил в городе Свердловске. Умер 22 Ноября 2001 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями.

* * *

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 году. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Позднее участвовал в Советско-Финляндской войне, провёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную войну он встретил в составе 149-го истребительного авиаполка на Южном фронте. Под Львовом в августе 1941 года сбил свой первый Ме-109...

Через 2 года на счету штурмана 737-го истребительного авиаполка майора Пологова было уже 30 сбитых самолётов: 18 — лично и 12 — в группе. Он по праву считался одним из опытнейших советских лётчиков и командиров. Поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили командование 163-м истребительным авиационным полком. Будучи прекрасным тактиком, Пологов часто лично водил своих подчинённых в бой, на собственном примере показывая, что и хвалёных асов Люфтваффе вполне можно вгонять в землю.

Весной 1943 года, накануне Курской битвы, лётчик 163-го истребительного авиационного полка (16-я Воздушная армия) лейтенант Мельников получил письмо от родных, проживавших на территории, только что освобожденной Советской Армией от противника. В письме сообщалось о зверствах немецко-фашистских захватчиков над советскими людьми. Парторг полка зачитал это письмо личному составу, и лётчики поклялись отомстить врагу. На многих самолётах были сделаны надписи: «Отомстим проклятым фашистам!».

В течение мая лётчики этого полка (командир — майор П. А. Пологов) сбили в воздушных боях 16 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

Вспоминая о весенних боях 1943 года генерал-лейтенант авиации в отставке С. Н. Ромазанов пишет:

«Нельзя не вспомнить имя мастера воздушного боя лётчика-истребителя П. А. Пологова. Однажды в районе базирования нашей истребительной части появилась большая группа бомбардировщиков противника, которых прикрывали 8 „Мессеров“. Навстречу были подняты 12 наших „Лавочкиных“. Бомбардировщики врага, не доходя до цели, беспорядочно сбросили бомбы и повернули на запад. Пологов подал команду группе истребителей преследовать бомбардировщиков, а сам с напарником бросился на „Мессеров“.

Такой дерзости от советского истребителя враги, видимо, не ожидали. Завязался бой — 2 против 8. Атака за атакой. Вот один Ме-109 камнем идёт к земле, а другой со снижением удирает на запад. Сначала их осталось 6, затем 5. Так с каждой минутой количество фашистских самолётов уменьшалось. Последние 2 со снижением на максимальных оборотах пытались уйти от атак, но Пологов, оставшись один (его напарник на повреждённой машине уже приземлился на своём аэродроме), метким огнём сбивает и их».

В середине июля 1943 года лётчики 16-й Воздушной армии вели напряжённые воздушные бои на Курской дуге. С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы, нашими авиаторами только 17 июля было произведено 3 удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолётов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед. Всего за 3 дня контрнаступления лётчиками 16-й Воздушной армии было выполнено 4478 самолёто-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка.

В один из боевых дней особенно отличились лётчики-истребители подполковник П. А. Пологов, капитан В. С. Богатырев, старшие лейтенанты В. В. Макаров и Я. И. Филимонов. Эта четвёрка была наведена наземной станцией на 8 истребителей FW-190, прикрывавших 6 бомбардировщиков Ju-88. Увидев группу «Фокке-Вульфов» в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага.

Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были встать в вираж. Пологов настиг один «Фоккер», пытавшийся выйти из виража вниз, и с короткой дистанции сбил его. Таким же приёмом уничтожил 2 истребителя Богатырев. Тут же Макаров сбил 4-й самолёт противника при попытке его уйти вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджёг очередью из пушки. Всего в этом бою было уничтожено 5 вражеских самолётов и 2 — подбито. Группа Пологова потерь не имела.

В сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка подполковнику П. А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза.

3 апреля (по другим источникам — 15 марта) 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей подполковник П. А. Пологов вступил в бой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них — тараном.

В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл Подполковник Пологов. Вскоре они заметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам лейтенанта Митикова и капитана Подгорного атаковать «Юнкерсы», а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил один самолёт врага. Однако «Юнкерсам» удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей.

Тем временем, группа Пологова продолжала вести бой с истребителями. Взмыв вверх «Яки» устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой «Фоккеров».

Пологов пытался резким маневром уйти из-под атаки, но было уже поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать.

Отстегнув ремни и открыв колпак, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчится «Юнкерс». Решение созрело мгновенно.Через мгновение винт «Яка» впился в хвостовое оперение транспортника...

Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней, в сводке Совинформбюро от 9 апреля появилось короткое сообщение:

«На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза подполковник П. А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта противника. При этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил один из „Юнкерсов“. Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории».

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно-Воздушную академию.

Всего он произвёл более 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника. Некоторые источники указывают и на другие цифры, так например в книге «Оренбургское лётное» указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах.

В годы войны П. А. Пологов воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП.

Спор о том: какой самолёт лучше — «Як» или «Ла», ведётся давно, и конца этому не видно. Тем важнее свидетельство П. А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА. В конце войны он служил в вооружённом «Яками» 163-м ИАП, но техникам полка удалось восстановить один Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге «Советские Асы» Николай Бодрихин: "Прикрывал на Ла-5 свои «Яки»...

После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС. В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), где работал на одном из крупных заводов.

Пологов Павел Андреевич

Родился 23 сентября 1913 г. в поселке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Пермской губернии. Окончил 6 классов, школу ФЗУ и в 1937 г. Борисоглебскую военную авиационную школу.

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 г. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Участвовал в советско-финляндской войне, провел несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную он встретил на Южном фронте. Под Львовом в августе сбил Ме-109… Через 2 года, в августе 1943 г., на счету штурмана 737-го иап (207 иад, 3 сак, 17 ВА) майора Пологова было 30 сбитых самолетов: 18 - лично и 12 - в группе. Осенью того же года он был назначен командиром 163-го иап. 3 апреля 1944 г., во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четверки Пологов атаковал большую группу неприятельских самолетов. Огнем сбил 2 вражеские машины - Ю-52 и ФВ-190. Сам был подожжен и ударом своего горящего Як-7 уничтожил еще один «юнкере». При таране остался жив и, оттолкнувшись от обломков самолета, сумел ракрыть парашют.

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в ВВА.

Он воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Як-1 в 737-м иап; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м иап. Ла-5 не были на вооружении 163-го иап, но одна из этих машин была восстановлена техниками полка, и Пологов летал на ней на боевые задания. «Прикрывал на ней свои „яки“, - шутил он.

Подполковник Пологов провел более 600 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 22 и в группе 16 самолетов противника.

В 1949 г. он демобилизовался и поселился в Свердловске, где здравствует и поныне.

Герой Советского Союза (2.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Отечественной войны 2-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 23 сентября 1913 года в заводском посёлке Нижний Тагил (ныне город Свердловской области). Окончил 6 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1927 года работал слесарем доменного цеха на металлургическом заводе им. Куйбышева. В ноябре 1934 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. В 1935 году окончил военную авиационную школу в городе Оренбурге, в 1937 году - военную авиационную школу в городе Борисоглебске. Служил лётчиком в частях ВВС Забайкальского военного округа.

Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол в 1939 году (в составе неустановленного полка), совершил 59 боевых вылетов, воздушных побед не имел. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 149-го ИАП и 68-го ИАП, летал на И-16, воздушных побед не имел.

С 22 июня 1941 года старший лейтенант П. А Пологов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 149-го ИАП (64-я АД, ВВС Киевского особого военного округа), летал на И-16 и ЛаГГ-3. 30 августа 1941 года тяжело ранен в ногу, отправлен в госпиталь. После лечения, в марте 1942 года направлен в 737-й ИАП, где летал на ЛаГГ-3 и Як-1.

К 7 июля 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт) майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сбил 5 и в составе пары 4 самолёта противника (в наградном листе говорится о 18 личных и 12 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны. 7 июля 1943 года назначен командиром 163-го ИАП, летал на Як-7 и Як-9. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1724).

3 апреля 1944 года подполковник П. А. Пологов, вылетав на боевое задание, в составе пары завязал бой с 12 истребителями ФВ-190, один из которых сбил. В это время появились 18 транспортных самолётов Ю-52. Врезавшись в их строй, сбил один самолёт, но сам был подбит истребителями противника. На горящем Як-9 таранил ФВ-190 и сумел воспользоваться парашютом. В этом бою получил ожоги 2-й степени и пулевое ранение в правую руку. Больше на боевые задания не летал.

В июне 1944 года убыл на учёбу. Всего совершил более 600 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и в составе пары 4 самолёта противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС, командовал полком. С 1949 года подполковник П. А. Пологов - в запасе. Жил в городе Свердловске (ныне - Екатеринбург). Работал в диспетчерской службе Уральского турбинного завода. Умер 22 ноября 2001 года, похоронен на Широкореченском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (02.09.1943), Красного Знамени (1941, 30.03.1943, 10.05.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (20.01.1943, 26.02.1943), Красной Звезды (1940); медалями.


* * *
Список известных воздушных побед П. А. Пологова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
10.06.1942 1 Ме-109 (в паре) Башкино ЛаГГ-3
01.07.1942 1 Ме-109 (в паре) Степановка
02.07.1942 1 Ме-109 (в паре) Расховец
07.07.1942 1 Ме-109 Малышево
13.08.1942 1 Ме-109 юго-восточнее отметка 173 (район Воронежа)
02.10.1942 1 Ме-109 юго-западнее Раменье
06.03.1943 1 Ме-109 Соколово Як-1
06.07.1943 1 Ю-87 Яковлево
17.07.1943 1 Ю-88 севернее Верхняя Гнилуша Як-7
1 ФВ-189 (в паре)
04.08.1943 1 Ю-88 Красный Пахарь
1 Ю-87 Попово - Хлюстовка
1 Ю-87 Колки
14.09.1943 1 ФВ-190 западнее Круты
03.04.1944 1 Ю-52 севернее Колодяжное Як-9
2 ФВ-190 (1 сбит тараном)

Всего сбитых самолётов - 13 + 4; боевых вылетов - более 600; воздушных боёв - более 100.

По наградному материалу итоговый боевой счёт составил 18 + 12, но это не подтверждается оперативными и отчётными документами.

Из фотоматериалов разных лет:

Когда в конце 1950 г. под одним из домов был найден склад старых боеприпасов, а ждать саперов было опасно, он, выстроив цепочку, первым спрыгнул в яму и начал разбирать кладку ржавых снарядов. Бесстрашным рыцарем боевой летчик оставался всю жизнь.

В 1953 г. Покрышкин получил генеральское звание и через год был назначен в Ростов-на-Дону заместителем командующего воздушной армией.

Окончив с отличием академию Генштаба, он стал командующим 8-й отдельной армией ПВО и пробыл в этой должности 10 лет. И во время учебы в академии и позднее, до 1963 г., Александр Иванович летал практически на всех типах советских истребителей. Не обходилось и без происшествий. Одно из самых опасных случилось во время службы в Ростове, когда в ночном полете, на большом удалении от аэродрома отказал авиагоризонт… Только огромный летный опыт и специфическая «память пространства» помогли ему вернуться на аэродром и посадить машину.

Супруга уговаривала Покрышкина отказаться от полетов, он отшучивался: «Зачем выходила замуж за летчика? Вышла бы за начпрода. Максимум, что ему грозило бы, - несварение или растрата…»

Он был счастлив в семейной жизни. Тактичная и уравновешенная, любящая и любимая, Мария обеспечивала ему «надежные тылы». Она могла сделать уютной промерзшую комнату в ржевском бараке, достойно, из собственных запасов, мгновенно сымпровизировать ужин на десятерых, смягчить его гнев и, напротив, прийти на помощь его деликатности, Редкие часы досуга Александр Иванович делил между книгами, шахматами и охотой. Он автор книг: «На истребителе» (Новосибирск, 1944), «Крылья истребителя» (М., 1948), «Небо войны» (М., 1965-1975), выдержавшая 5 изданий, «Твоя почетная обязанность» (М., 1976), «Познать себя в бою» (М., 1986, 1993).

В начале 60-х он защитил диссертацию по применению сетевого планирования в войсках ПВО. Наверное, этот напряженный аналитический труд помог ему перенести тяжесть расставания с небом. Командование своеобразно «оценило» новации, обобщенные в диссертации, наградив за них… сослуживца Покрышкина, имевшего о работе весьма общее представление.

В августе 1968 г. он был назначен заместителем Главкома ПВО страны. Отношения с командующим - маршалом Батицким не сложились, и его служба в этой должности была особенно сложной. Когда представилась возможность, он решительно перешел на работу в ДОСААФ, на должность председателя общества, и с энтузиазмом занялся военно-патриотической работой.

В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание «медными трубами» и сполна хлебнул горечи их оборотной стороны - зависти чиновников к славе народного Героя. Здесь и ПВО вместо ВВС, и задержанные на 10 лет генеральские звезды, и непрерывная череда командировок «у Батицкого». Он был «Заслуженным военным летчиком Франции», но так и не стал, как не стал Кожедуб, «Заслуженным военным летчиком СССР»… Франция - родина рыцарства.

В декабре 1972 г. ему было присвоено звание маршала.

Однажды он позвонил в ЦК и попросил отставки. Там возражали, уговаривали, предлагали варианты, но он ушел со своей последней должности сам.

Он умер 13 ноября 1985 г. на руках своей безутешной Марии после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага.

Трижды Герой Советского Союза (24.5.43, 24.8.43, 19.8.44). Награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й ст., орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст., медалями, 11 иностранными орденами.

Пологов Павел Андреевич

Родился 23 сентября 1913 г. в поселке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Пермской губернии. Окончил 6 классов, школу ФЗУ и в 1937 г. Борисоглебскую военную авиационную школу.

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 г. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Участвовал в советско-финляндской войне, провел несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную он встретил на Южном фронте. Под Львовом в августе сбил Ме-109… Через 2 года, в августе 1943 г., на счету штурмана 737-го иап (207 иад, 3 сак, 17 ВА) майора Пологова было 30 сбитых самолетов: 18 - лично и 12 - в группе. Осенью того же года он был назначен командиром 163-го иап. 3 апреля 1944 г., во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четверки Пологов атаковал большую группу неприятельских самолетов. Огнем сбил 2 вражеские машины - Ю-52 и ФВ-190. Сам был подожжен и ударом своего горящего Як-7 уничтожил еще один «юнкере». При таране остался жив и, оттолкнувшись от обломков самолета, сумел ракрыть парашют.

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в ВВА.

Он воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Як-1 в 737-м иап; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м иап. Ла-5 не были на вооружении 163-го иап, но одна из этих машин была восстановлена техниками полка, и Пологов летал на ней на боевые задания. «Прикрывал на ней свои „яки“, - шутил он.

Подполковник Пологов провел более 600 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 22 и в группе 16 самолетов противника.

В 1949 г. он демобилизовался и поселился в Свердловске, где здравствует и поныне.

Герой Советского Союза (2.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Отечественной войны 2-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

Попков Виталий Иванович

Один из тех немногих людей, кому суждено было увидеть рукотворный памятник самому себе. Он был поставлен ему как дважды Герою в столице, на Самотеке. Рассказывают, что однажды, когда ветераны собрались в сквере, у памятника, по какому-то юбилейному поводу и по-фронтовому разлили по сто грамм, нагрянул постовой. Велико же было его изумление, когда в одном из предполагаемых нарушителей правопорядка он узнал увековеченного в бронзе летчика…

Попков родился в Москве 1 мая 1922 г. По окончании московской школы № 94 и аэроклуба Ленинградского района был направлен в Чугуевское военное училище. На его выбор, конечно же, оказала влияние редкая и почетная профессия отца, шофера-механика, бывшего водителем бронеавтомобиля еще в гражданскую. В. Попков прошел все ступени летной подготовки: от кружка авиамоделистов к планерной школе, затем аэроклуб и, наконец, Чугуев. Закончить училище ему довелось в фантастическом выпуске 1941 г., где было 59 будущих Героев Советского Союза! Его однокашниками были Кожедуб и Лавриненков, Боровых и Лихолетов, Кустов и Шишкань… Профессиональная одаренность молодого пилота, его дисциплинированность, аккуратность и исполнительность не остались незамеченными даже на блестящем фоне курсантов училища, и он был назначен на должность инструктора… С началом войны любимая служба стала в тягость, и после шестого рапорта, весной 1942 г., когда военное положение вновь стало стремительно осложняться, сержант Попков был направлен на фронт, в славный 5-й гиап.

Его представление командирам было необычным. Добравшись на перекладных к аэродрому, он не в силах совладать с понятным интересом забрался в еще не виданный им ЛаГГ-3, откуда был извлечен часовым. Комэск Герой Советского Союза В. Ефремов отнесся к восторженному новичку с пониманием и невзирая на крайнюю непритязательность его внешнего облика, а одет он был в видавшую виды шинель невыясненных цвета, размера и принадлежности, предложил летать ему на подсменку. Предложение было с благодарностью принято, к огорчению наземных членов экипажа истребителя во главе с техником Д. Скородкиным, чья нагрузка возрастала отныне вдвое.

В начале июня над городом Холм Попков одержал первую победу, сбив Ю-88. Через несколько дней в бою «6 против 30» ему удалось уничтожить еще один бомбардировщик.

Выпускник 1937 года

Герой Советского Союза

.
Родился 23 сентября 1913 года в посёлке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Свердловской области, в семье рабочего.

Окончил 6 классов.

В 1927 году получил специальность слесаря, окончив школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93 города Нижний Тагил). Работал слесарем на металлургическом заводе.

С 1934 года в Красной Армии.

В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник боёв на реке Халкин-Гол 1939 года и Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.

До 1942 года служил в 149-м ИАП, летал на И-16. Затем, до июля 1943 года, в 737-м ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Як-1. С июля 1943 года по июнь 1944 года - в 163-м ИАП, летал на Як-7 и Як-9.
К августу 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт) майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сбил 18, и в составе группы 12 самолётов противника.

2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К концу войны выполнил около 600 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 23 вражеских самолёта лично и 16 - в группе с товарищами.
С 1949 года полковник П. А. Пологов в запасе.

Жил в городе Свердловске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды, медалями.

* * *

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 году. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97.

Позднее участвовал в Советско-Финляндской войне, провёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.
Великую Отечественную войну он встретил в составе 149-го истребительного авиаполка на Южном фронте.

Под Львовом в августе 1941 года сбил свой первый Ме-109...
Через 2 года на счету штурмана 737-го истребительного авиаполка майора Пологова было уже 30 сбитых самолётов: 18 лично и 12 в группе. Он по-праву считался одним из опытнейших советских лётчиков и командиров. Поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили командование 163-м истребительным авиационным полком.

Будучи прекрасным тактиком, Пологов часто лично водил своих подчинённых в бой, на собственном примере показывая, что и хвалёных асов Люфтваффе вполне можно вгонять в землю.
Весной 1943 года, накануне Курской битвы, лётчик 163-го истребительного авиационного полка (16-я Воздушная армия) лейтенант Мельников получил письмо от родных, проживавших на территории, только что освобожденной Советской Армией от противника. В письме сообщалось о зверствах немецко-фашистских захватчиков над советскими людьми. Парторг полка зачитал это письмо личному составу, и лётчики поклялись отомстить врагу. На многих самолётах были сделаны надписи: "Отомстим проклятым фашистам!".
В течение мая лётчики этого полка (командир майор П.А. Пологов) сбили в воздушных боях 16 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.
Вспоминая о весенних боях 1943 года генерал-лейтенант авиации в отставке С.Н. Ромазанов пишет:
"Нельзя не вспомнить имя мастера воздушного боя лётчика-истребителя П.А. Пологова. Однажды в районе базирования нашей истребительной части появилась большая группа бомбардировщиков противника, которых прикрывали 8 "Мессеров". Навстречу были подняты 12 наших "Лавочкиных". Бомбардировщики врага, не доходя до цели, беспорядочно сбросили бомбы и повернули на запад. Пологов подал команду группе истребителей преследовать бомбардировщиков, а сам с напарником бросился на "Мессеров. Такой дерзости от советского истребителя враги, видимо, не ожидали. Завязался бой - 2 против 8. Атака за атакой. Вот один Ме-109 камнем идёт к земле, а другой со снижением удирает на запад. Сначала их осталось 6, затем 5. Так с каждой минутой количество фашистских самолётов уменьшалось. Последние 2 со снижением на максимальных оборотах пытались уйти от атак, но Пологов, оставшись один (его напарник на повреждённой машине уже приземлился на своём аэродроме), метким огнём сбивает и их".
В середине июля 1943 года лётчики 16-й Воздушной армии вели напряжённые воздушные бои на Курской дуге. С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы, нашими авиаторами только 17 июля было произведено 3 удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолётов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед. Всего за 3 дня контрнаступления лётчиками 16-й Воздушной армии было выполнено 4478 самолёто-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка.
В один из боевых дней особенно отличились лётчики-истребители подполковник П.А. Пологов, капитан В.С. Богатырев, старшие лейтенанты В.В. Макаров и Я.И. Филимонов.

Эта четвёрка была наведена наземной станцией на 8 истребителей FW-190, прикрывавших 6 бомбардировщиков Ju-88.

Увидев группу "Фокке-Вульфов" в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага.
Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были встать в вираж. Пологов настиг один "Фоккер", пытавшийся выйти из виража вниз, и с короткой дистанции сбил его. Таким же приёмом уничтожил 2 истребителя Богатырев. Тут же Макаров сбил 4-й самолёт противника при попытке его уйти вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджёг очередью из пушки.

Всего в этом бою было уничтожено 5 вражеских самолётов и 2 подбито.

Группа Пологова потерь не имела.

В сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка Подполковнику П.А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза.
3 апреля (по другим источникам - 15 марта) 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей подполковник П. А. Пологов вступил в бой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них - тараном.
В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл подполковник Пологов. Вскоре они заметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам лейтенанта Митикова и капитана Подгорного атаковать "Юнкерсы", а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил один самолёт врага. Однако "Юнкерсам" удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей.
Тем временем, группа Пологова продолжала вести бой с истребителями. Взмыв вверх "Яки" устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой "Фоккеров". Он пытался резким маневром уйти из-под атаки, но было уже поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать.
Отстегнув ремни и открыв фонарь кабины, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчится "Юнкерс". Решение созрело мгновенно. Через мгновение винт "Яка" впился в хвостовое оперение транспортника...
Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней, в сводке Совинформбюро от 9 апреля появилось короткое сообщение:
"На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза подполковник П.А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта противника. При этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил один из "Юнкерсов". Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории".
После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно-Воздушную академию.
Всего он произвёл более 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника (некоторые источники указывают на другие цифры, так например в книге "Оренбургское лётное" указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах).

Пологов воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП.
Спор о том: какой самолёт лучше - "Як" или "Ла", ведётся давно, и конца этому не видно. Тем важнее свидетельство П.А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА, от И-16 до Як-9. В конце войны Пологов служил в вооружённом "Яками" 163-м ИАП, но техникам полка удалось восстановить один Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге "Советские Асы" Николай Бодрихин: "Прикрывал на Ла-5 свои "Яки"...
.
После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС.

В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), где работал на одном из крупных заводов.
Писатель А.С. Абрамов посвятил П. А. Пологову свою документальную повесть "Последняя атака лидера".

Улица, которой пока нет

7 мая 2017 года на доме № 12 по улице Шарташской в Екатеринбурге появилась мемориальная доска Герою Советского Союза лётчику-истребителю, подполковнику в отставке Павлу Пологову. На чёрной мраморной плите Павел Андреевич изображён рядом со своим самолётом после боя.


.

Мемориальную доску в присутствии ветеранов Великой Отечественной, сына и внуков Павла Андреевича открыл глава столицы Среднего Урала Евгений Ройзман. Доска появилась на доме, где в последние годы проживал прославленный лётчик.


Глава Екатеринбурга Е.В. Ройзман с сыном и внуками П.А. Пологова
.

«Всё правильно! — скажет читатель. — Так и должно быть!» Но есть во всём этом один момент, который и стал поводом для написания этого материала: Павел Андреевич Пологов родился, вырос, учился и получил азы лётной профессии в Нижнем Тагиле. Однако почему-то в родном городе его имя нигде не увековечено, если не считать фамилии и инициалов на памятнике тагильчанам - Героям Советского Союза и кавалерам Ордена Славы...
Собирая материалы для очередной публикации проекта «Город-ЛабириНТ», мы с коллегами не раз и не два удивлялись: в Нижнем Тагиле есть десятки улиц, носящих имена людей, пусть бесспорно великих и выдающихся, но не имеющих никакого отношения к Нижнему Тагилу: Шевченко и Окуджавы, Землячки и Серова, Жуковского и Карла Либкнехта. Вместе с тем имена тагильчан — Героев Советского Союза носят всего пять улиц: Белявского, Мотина, Верескова, Пылаева и Черных, ещё одна улица носит имя полного кавалера Ордена Славы Василия Васильевича Холкина. При этом за годы Второй мировой 27 тагильчан были удостоены звания Героя Советского Союза и 8 человек стали полными кавалерами Ордена Славы…
Имя лётчика Павла Андреевича Пологова было хорошо известно тагильчанам в советский период.
В городском краеведческом музее в экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне, посетители могли видеть картину известного художника и иллюстратора Г.Г. Нисского «Подвиг Героя Советского Союза П.А. Пологова». Георгий Григорьевич изобразил, как ему тогда казалось, самый яркий эпизод из фронтовой биографии лётчика Пологова — таран, совершённый 3 апреля 1944 года в воздушной схватке с превосходящими силами противника.

«Воздушный таран на охваченном пламенем самолёте — это ли не есть истинное проявление героизма советского человека в стремлении защитить свою Родину? — писал позднее Г. Нисский. — И не случайно за этот подвиг лётчик был удостоен звания Героя Советского Союза».

Подвиг Героя Советского Союза П.А. Пологова (худ. Г.Г. Нисский)
.

Художник заблуждался. Золотую звезду Героя и орден Ленина лётчик-истребитель П.А. Пологов получил не за этот подвиг, а девятью месяцами ранее…
.

Павел Андреевич Пологов родился 23 сентября 1913 года в железнодорожном районе заводского посёлка Нижнетагильского в семье Андрея Ивановича и Евдокии Никаноровны. Глава семьи работал на железной дороге, мама была домохозяйкой. Жили бедно, полагаясь на небольшое хозяйство — кур, корову и огород. В 1917 году Андрей Иванович Пологов в числе первых вступил в отряд Красной Гвардии и через полтора года погиб в бою с белочехами. Воспитанием сына занялась Евдокия Никаноровна.
Когда мальчишке исполнилось семь лет, мать отвела его в ближайшую школу, недавно созданную на базе Высшего начального железнодорожного училища и впоследствии получившую номер 38 (ныне школа № 138). В то время там работал кружок «Юный моряк» и Павел стал посещать его занятия.
Впоследствии Павел Андреевич вспоминал:
«Сколько себя помню, с детства мечтал стать моряком. Зачитывался книжками на морскую тематику, как все мальчишки, строил модели кораблей, собирался поступать в мореходное училище. Но был у меня один недостаток — я не умел плавать. Ребята посмеивались надо мной: какой, мол, из тебя моряк, если ты плавать не умеешь. Пришлось научиться».
Закончив шесть классов, Павел Пологов поступает в школу ФЗУ (позднее — СПТУ № 93) и в 1927 году, по окончании обучения, попадает по распределению в доменный цех бывшего демидовского завода. Через два года на заводе создаётся первичная ячейка военно-спортивной организации ОСОАВИАХИМ. Павел был одним из первых, кто вступил в её ряды. Одним из первых он сдал нормы ГТО (а в те времена для этого надо было сдать зачёты по 21 виду упражнений!), одним из первых стал курсантом только что созданного в Нижнем Тагиле аэроклуба. Осенью 1934 года Павел Пологов по комсомольскому набору вступает в ряды РККА и направляется в Третью военную школу лётчиков-наблюдателей в Оренбурге. А через год в числе 50 лучших выпускников отправляется в Борисоглебск во 2-ю военную школу лётчиков Красного воздушного флота, которую с отличием оканчивает в 1937-м. Первое назначение Павел Андреевич получил в Забайкальский военный округ.
.
«Летали тогда на "ишачках" — истребителях И-16, на "чайках" И-153, на И-15бис, — вспоминал Павел Андреевич. — Нам приходилось осваивать разные самолёты. Но кроме плановых полётов, много времени отнимало изучение материальной части, теоретические занятия… А свой первый сбитый самолёт я записал на счёт в 1939-м, в ходе боёв на реке Халхин-Гол. Это был японский Ki-27. Мы тогда вылетели на перехват двумя звеньями на И-16, но обнаружили самолёт противника поздно, когда уже у нас кончалось топливо. Пришлось сбивать японца».
За этот боевой вылет молодой лейтенант Пологов был награждён орденом Красного Знамени.

Молодые лётчики — участники советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол (1939 г.). Второй слева — лейтенант Павел Пологов
.

Из Монголии лейтенант Пологов был направлен в распоряжение 16-й смешанной авиадивизии, которая в 1939 году проходила доукомплектование в Киевском особом военном округе. В январе 1940 года Пологов в составе 149-го истребительного авиаполка оказался на советско-финляндском фронте. Правда, здесь ему никого сбивать не пришлось. По окончании боевых действий Павел Андреевич в числе других лётчиков-истребителей был направлен в распоряжение 6-го истребительного авиационного полка, который в это время базировался на Украине. Полк был оснащён 59 самолётами И-16 и готовился к перевооружению на «яки», которое намечалось на конец лета 1941 года. Здесь, на аэродроме в Черновцах, Павел Пологов и встретил первый день Великой Отечественной войны.
Утром 22 июня в результате удара гитлеровской авиации половина наших самолётов сгорела на взлётной полосе и в ангарах. Лётчики спрятали уцелевшие машины в лесу, а сами начали готовиться к отражению наземной атаки. Но атаки не последовало. В ночь с 22 на 23 июня остатки полка перелетели в Тернополь, а лётчики, оставшиеся без машин, жёны и дети младшего комсостава были отправлены в тыл. Встретиться в бою с немецкими асами Павлу Пологову довелось только 26 июня. Тогда на подходе к Житомиру шесть наших истребителей И-16 рассеяли и вынудили повернуть назад два десятка «юнкерсов».
Тем временем обстановка на фронтах осложняется. Павел Андреевич отправляет жену Валентину и сына Владимира на Урал, в Нижний Тагил.
В течение июня-июля 1941-го Павел Андреевич Пологов совершил 178 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично один немецкий самолёт и два в составе группы. 30 августа 1941 года лейтенант Пологов в воздушном бою был тяжело ранен и эвакуирован сначала в харьковский госпиталь, а затем в Оренбург, где его прооперировали. Ранение оказалось серьёзным. Врачи вели разговоры о списании Пологова в запас. Он с трудом уговорил врачей не выносить заключение о списании его из действующей армии.
Новый 1942-й год Павел Андреевич встречал в Нижнем Тагиле в кругу семьи. За столом собрались почти все родственники, кроме младшего брата Юрия. Тот окончил школу танкистов и служил в запасном полку в Челябинске.
В родном городе Пологов прожил два месяца, ожидая направления в действующую армию. В управлении кадров военно-воздушных сил ему настойчиво предлагали остаться в тылу, готовить курсантов в военном училище истребительной авиации.
«У вас богатый опыт, воюете с тридцать девятого на всех типах машин. Орденоносец. Кому, как не вам, учить молодых?» — убеждал полковник из управления кадров.
Павел наотрез отказался. Разговоры о работе в училище продолжались ещё не один день. Пологов просился на фронт. В итоге его назначили штурманом 737-го истребительного авиаполка.
Несмотря на то, что 737-й истребительный авиаполк находился в резерве, новому штурману полка сразу же пришлось окунуться в работу. Предстояло организовать приём пополнения, состоящего в основном из выпускников авиаучилищ, наладить боевую подготовку личного состава, срочно получить и доставить с авиазавода самолёты самой последней конструкции ЛаГГ-3 и обучить личный состав полётам на новой машине.
24 мая 1942 года 737-й ИАП прибыл на Брянский фронт, на аэродром Плавск, и был включён в состав 207-й истребительной авиационной дивизии. В июне 1942 года Павел Пологов совершил 21 успешный боевой вылет, в любых условиях обеспечивая выход истребителей на заданную цель. Неоднократно участвовал в сопровождении штурмовиков Ил-2, не допустив при этом ни одной атаки вражеских истребителей на наши самолёты. По инициативе Павла Андреевича в штурмовке вражеских позиций и колонн стали принимать участие и лётчики полка — благо, истребители ЛаГГ обладали мощным вооружением и были способны нести на подвесках бомбы или реактивные снаряды.
В воздушных боях этого периода Павел Пологов сбил три немецких истребителя Ме-109, а 23 июня 1942 года участвовал в штурмовке немецкого аэродрома, в ходе которой были уничтожены ангар, топливный склад и 25 самолётов противника.
В конце июля дивизию, в которой служил тагильчанин, передали в состав Воронежского фронта, где она осуществляла прикрытие наземных войск в ходе Воронежско-Ворошиловградской операции. А в ноябре 1942 года 737-й истребительный авиационный полк принимал участие в Среднедонской операции. Тогда же Пологову было присвоено звание капитана.

.
Штурман 737-й истребительного авиаполка капитан П.А. Пологов

.
В июне 1943 года Павел Андреевич уже майор, командир эскадрильи. На его счёту 365 боевых вылетов и более 90 воздушных боёв, 18 самолётов противника сбито лично и 12 — в составе группы. В ходе одного из воздушных боёв его эскадрилья уничтожила 15 гитлеровских самолётов, а сам Пологов сбил три самолёта лично и ещё два, действуя в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года майору Пологову Павлу Андреевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. В те дни заметка об отважном лётчике-истребителе из Нижнего Тагила появилась в «Красной Звезде».
7 июля 1943 года, в самом начале Курской битвы, Павел Андреевич был вызван в штаб корпуса, где ему досрочно присвоили звание подполковника и зачитали приказ о назначении на должность командира 163-го истребительного авиационного полка. В этой должности он принимал участие в Курской битве. Тогда Пологов ещё не знал, что в сражениях на Курской дуге принимает участие и его младший брат. О том, что Юрий Андреевич Пологов погиб в танковом бою под Герасимовкой, Павел узнает лишь через полгода…

.
Герой Советского Союза П.А. Пологов

(фото из газеты «Красная Звезда», 1943 г.)

.
До середины осени 1943 года полк под командованием подполковника Пологова участвовал в боевых действиях в небе Орловской, Брянской областей и на востоке Белоруссии. В ноябре 1943 года полк был выведен для отдыха и пополнения на аэродром Рогань в Харьковской области, а Павел Андреевич поехал в отпуск — в Свердловск, навестить родственников жены, и в родной Нижний Тагил.
Городская газета «Тагильский рабочий» писала в номере за 9 октября: «На днях в Нижний Тагил приехал Герой Советского Союза майор Павел Андреевич Пологов. Трудящиеся города тепло встречают героя-тагильчанина, проявившего мужество и бесстрашие в боях с немецкими захватчиками. Около тридцати лично сбитых самолётов противника — таков счёт мести пламенного советского патриота. Позавчера тов. Пологов посетил детский сад № 1 и встретился с воспитанниками детского дома, которые уже с утра готовились к встрече, с волнением ожидая назначенного часа. Тов. Пологов горячо благодарил ребят за любовь к Красной Армии и пожелал им дальнейших успехов в труде и учёбе».
Надо отметить, что за годы войны Павел Андреевич успел полетать практически на всех типах советских истребителей — И-16, И-153, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5. Предлагали ему и американский самолёт P-39N, знаменитую «аэрокобру», но Пологов отказался. И дело было вовсе не в патриотизме: американские самолёты были хороши, но на них было трудно достать запчасти. В условиях передовой и постоянных боевых вылетов это часто становилось проблемой. Любимыми самолётами Павла Пологова до конца войны оставались ЛаГГ-3 и Ла-5.

Лётчики-истребители эскадрильи Героя Советского Союза подполковника П.А. Пологова (второй справа)

.
15 марта 1944 года, во время боевого дежурства над железнодорожным узлом Ковель, подполковник П.А. Пологов совершил тот самый таран, который много лет спустя воспроизвёл на своей картине художник Г.Г. Нисский.
В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских самолётов, которые летели на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу возглавил подполковник Пологов. Вот как описывала эту схватку дивизионная газета:
«Наши лётчики заметили Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам лейтенанта Митикова и капитана Подгорного атаковать транспортники, а сам пошёл в атаку на истребители. В первые же минуты боя П. А. Пологов сбил один самолёт врага. Но "Юнкерсам" удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей. Ещё один вражеский самолёт, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлёкшись атакой, подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой "фоккеров". Пологов пытался манёвром уйти из-под вражеской атаки, но было поздно. Истребитель охватили языки пламени. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Надо было срочно прыгать. Отстегнув ремни и открыв колпак, подполковник Пологов увидел, как справа ему наперерез мчится вражеский "Юнкерс". Решение созрело быстро, и через мгновение винт "Яка" впился в хвостовое оперение немецкого транспортника».
После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на курсы в Военно-Воздушную академию и по их окончании вернулся в полк. Но полученные в боях ранения давали о себе знать. Через несколько лет подполковник Пологов вышел в запас по состоянию здоровья.
Сначала Павел Андреевич приехал в Нижний Тагил и хотел поступить работать на завод им. Куйбышева, где, по его словам, работали его дед и прадед. Но не получилось. Сначала медики не пропускали боевого лётчика на «горячее» производство, а когда ему всё-таки удалось их убедить, возникло новое препятствие в лице начальника отдела кадров.
«Завод у нас старый, оборудование тоже. Не дай бог, случится чего с тобой — Героем Советского Союза — меня же первого на лесоповал отправят. И не только меня…» — заявил Павлу Андреевичу заводской кадровик.
После этого Пологов уехал в Свердловск к жене и сыну, которые гостили у родни. Там Павел Андреевич случайно познакомился с начальником производственного отдела Свердловского турбомоторного завода. Тот предложил отставному лётчику должность диспетчера. Работа Пологову понравилась, и он остался на «Турбинке». В скором времени семья получила квартиру в доме № 13 по улице Старых Большевиков. На Свердловском турбомоторном Герой Советского Союза Павел Пологов проработал более 20 лет.
.
После выхода на пенсию Павел Андреевич активно занимался общественной деятельностью, работал гидом в заводском музее боевой и трудовой славы, встречался с военнослужащими и призывниками, в свободное время писал воспоминания.

.

Помощь в сборе материалов оказали Валентин Котюх и Владимир Сигаев

Читайте также: