Речевые игры и упражнения для усвоения предлогов детьми с ОНР (из опыта работы). Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников вышел … берлоги

Логопедическая работа над правильным употреблением предлогов.

В условиях реализации ФГОС НОО при поступлении ребенка в школу проводится комплексное обследование каждого. Частью этого обследования является логопедическое, цель которого – выявление актуального уровня речевого развития. Обследуются шесть компонентов речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура, грамматический строй, словообразовательные навыки, связная речь. Результаты обследования изучаются, анализируются, выявляются сильные (наиболее развитые) и слабые (проблемные) стороны речевого развития. По итогам диагностики первоклассники имеют более низкие показатели по блокам: словообразование, связная речь и грамматический строй. Наибольшее количество допущенных детьми ошибок – это добавление пропущенного предлога в предложение. Мы заметили, что данный вид работы сложен не только для детей, имеющих какие – либо речевые нарушения, но и для детей с нормой речевого развития. С целью дальнейшего развития устной речи, уточнения и расширения навыков словоизменения и словообразования в нашей школе разработана и внедрена программа внеурочной деятельности «Секреты правильной речи» для обучающихся 1 классов.

Программа нацелена на выполнение следующих задач:

1.Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности.

2.Развивать лексический запас и грамматический строй речи в процессе практической деятельности.

3. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению.

4. Формировать коммуникативные умения и навыки.

5. Расширять кругозор.

6. Воспитывать любовь к русской речи, к родному языку.

Логопедические занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю.

Одним из блоков в программе является изучение темы «Предлоги», на котором остановлюсь более подробно.

Предлоги – это слова, которые не имеют номинативного значения, но без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.

Работа над темой «Предлоги» осуществляется в двух направлениях:

Работа над пониманием роли предлогов в речи;

Обучение правильному употреблению предлогов в речи.

Этапы работы над предлогами:

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. Чтобы правильно организовать работу, логопеду необходимо четко знать значение каждого из часто употребляемых предлогов. Разные авторы предлагают различное деление предлогов на группы и их изучение. Условно я разделила предлоги на 3 группы.

1)Знакомство со значением предлогов.

Предлоги местоположения:

В – предмет находится внутри другого

На - предмет находится сверху и касается другого предмета

Под – предмет находится внизу

Над – предмет находится сверху и не касается его

У (около) - предмет находится рядом с другим предметом

За – предмет прячется позади другого

Между – предмет находится в середине, справа и слева другие предметы

Предлоги движения:

ПО – один предмет движется по поверхности другого

От – предмет удаляется от другого предмета

К – приближается к предмету

Из – предмет сначала был внутри и его оттуда достали

С – предмет находился на поверхности другого и его оттуда достали

Через – кто – то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет

Сквозь – один предмет проходит полностью другой

Сложные предлоги:

Из-за – предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда

Из – под – предмет был внизу и его оттуда достали, или он сам оттуда движется

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи можно рекомендовать такие задания. Подборка заданий осуществлена на примере предлога НА. Аналогично проводится работа над другими предлогами.

2)Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (гусеница в грибке, над грибком, на грибке), а также вопрос к ним: « Где гусеница на грибке? Ребенок должен показать соответствующую картинку.

3)Подружи слово – название этой картинки и предлог НА. (картинки цветов)

3) Составление предложений по картинкам

4) Логопед произносит фразу: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.)

5) Игра «Придумай предложение».

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

Птица села на ветку. Птица свила гнездо на ветке. Птица уселась на большую ветку. Птица сидит на ветке и поет и т.п.

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

6) Составление предложений по опорным картинкам и слову – действию.

7) Упражнение «Послушай, запомни, назови».

Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (например, НА).

Логопед четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово НА», то есть произнести его утрированно.

На полянке возле речки загорали огуречки.

Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.

Воробей сидел на ветке у окна,

Ну а я- на табуретке у окна.

Посидели, посмотрели, покачались, полетели:

Воробей на крышу с ветки,

А я на пол с табуретки

Белые снежинки на веточках висели,

Белые снежинки от ветра полетели:

На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,

На высокие дома…

Значит, к нам пришла зима!

Аналогично проводится работа над другими предлогами.

8)Логопед читает предложение. Если в предложении есть предлог НА, ребенок записывает его номер или рисует количество палочек, соответствующих номеру предложения.

9)Чтение небольших рассказов, нахождение предложений с предлогом НА

Можно предложить такие задания, к примеру, с предлогами ИЗ-С.

1) Игра «Не зевай, отвечай». Ответь на вопросы логопеда.

Платок лежал в кармане. Откуда достали платок?

Машину поставили на стоянку. Откуда выехала машина?

2) Закончи предложения.

Мальчик спрыгнул (откуда?)…………

Девочка вылила воду (откуда?)…………

3)Самостоятельное составление предложений с предлогом ИЗ, а потом с предлогом С (схемы предлогов вывешены на доске). Можно разделить детей на две группы, чтобы создать соревновательный момент.

После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи разных предложных конструкций.

Задания:

1) Начерти в тетради схему названного логопедом предлога.

2) Игра «Не разорви цепочку» Детям предлагается вспомнить предлоги. Первый ребенок называет любой предлог, следующий повторяет его и называет свой, следующий повторяет уже два предлога и называет свой и т.д., пока не разорвется цепочка.

3) Добавление предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

4) Игра «Правда или шутка». Прочитайте предложения, но в них допущены ошибки. Вы должны их исправить.
Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Маша несет сумку в капусте.

5) Игра «Помоги Незнайке» Учитель читает предложения, дети исправляют ошибки:

Я перепрыгнул ПО лужу.

Машина едет ЧЕРЕЗ дороге.

6) Подстановочные упражнения. Детям необходимо вставить во фразу пропущенный предлог.

Дом стоит ……реки. Собака вышла ……..будки.

7) Составление предложений из слов, данных в начальной форме с использованием разных предлогов.

Книга, стол, лежать. (Книга лежит на столе. Книга лежит под столом. Книга лежит за столом. Книга лежит около стола. И т.д.)

8) Запись предложений под диктовку или списывание с печатного текста. Вместо существительных, к которым относится предлог, дети рисуют картинку.

9) В тексте за определенное время вычеркнуть все предлоги.

В конце учебного года был проведен итоговый логопедический мониторинг, с целью выявления динамики в речевом развитии. Данная работа дала положительные результаты.. При итоговом обследовании не обнаружилось серьезных проблем в пробах, направленных на выявление сформированности грамматического строя. Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса. Усвоенные грамматические средства необходимы ребенку для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.


МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко» города Губкина Белгородской области

«Формирование навыков правильного употребления предлогов

у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

(материал из опыта работы)

учитель-логопед

Бодюл Т.А.

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи по работе с предлогами включают следующие задачи:

1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над,к, у, от, с (со), из, в, по, между,за, перед, около,возле; сложные предлоги: из-под, из-за).

2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.

3. Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.

4. Составление предложных конструкций и простых распространённых предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Дети с ОНР, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции логопед проводит специальное обследование.

Обследование ведется в двух направлениях.

Выявление понимания значения предлогов.

Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

Коррекционная работа логопеда в старшей и подготовительной группах строится с учетом программных требований.

Система логопедической работы над предложно-падежными

Конструкциями

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей.

Основная форма работы - логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкульминутки.

Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.

Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.

Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.

Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).

Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе).

Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).

Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой) (

Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).

Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе).

Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).

Предлог К – Дательный падеж – значение направления действия (идет к дому).

Предлог ОТ – Родительный падеж – значение направления действия (машина отъехала от гаража; заяц спрятался отлисы).

Предлоги С (СО) – Родительный падеж – значение направления действия (берет с парты, съехал с горы).

Предлог С – Творительный падеж – совместность действия (играет с братом).

Предлог У – Родительный падеж – значение принадлежности (у козы козленок).

Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение предмета (спрятался за дом).

Сложные предлоги.

Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).

Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика).

Предлог ПЕРЕД – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит перед домом).

Предлог ЧЕРЕЗ – Винительный падеж – значение направления действия – глаголы с приставкой пере- (перелетел через забор).

Предлог МЕЖДУ – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит между домом и магазином).

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов:

  • Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
  • Дифференциация предлогов в устной речи детей.
  • Формирование звуковых грамматических обобщений.
  • Осознание словесного состава предложения

При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение.

Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкция проводится поэтапно. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).

В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы:

1-я группа: в, из;

2-я группа: на, с (со);

3-я группа: над, под, между;

4-я группа: из, за, из-за;

5-я группа: из, под, из-под;

6-я группа: от, до, к:

7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;

8-я группа: через, сквозь, по.

В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению.

При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:

  • обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
  • выяснение отношений между предметами на картинках;
  • построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
  • усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.

Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).

Разнообразные игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.

Игры с предлогами

1. Игры с кубиками.

Оборудование: кубики со схемами предлогов, игрушки, предметные картинки.

Дети произносят считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кубик мы кидать!

Ребёнок. На котором закончилась считалка, кидает кубик, называет предлог «маленькое слово», и выполняет инструкцию логопеда.

Инструкция 1: Назови «маленькое слово». Придумай предложение, в котором будет это «маленькое слово»

Инструкция 2: Назови «маленькое слово». Найди картинку с предложением, в котором есть это «маленькое слово».

Варианты заданий могут быть разные

Действие с кубиком и предметной картинкой; составить предложение с картинкой и выпавшей схемой.

Действие с кубиком и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением предмета (по схеме); к картинке подобрать и показать на кубике схему.

Игра «Четыре картинки»

Эту игру можно проводить с одним ребёнком и небольшой группой детей.

Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок; 4 большие карты с изображением схем предлогов; 16 маленьких карточек с сюжетными картинками; 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов.

Дети рассматривают нарисованные на карте сюжеты и карточки с изображением схем предметов.

Ведущий справшивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берёт тот ребёнок, у которого на большой карте подходящий сюжет.

Игра «Умей найти своё место»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций; предлогов –наречий (справа, слева, впереди. позади)

Предлагается детям встать друг за другом. Уточняется место каждого ребёнка по отношению друг к другу. При этом используются слова: за. перед, впереди, между, сзади. Задаются вопросы: За кем ты стоишь?Перед кем? Впереди кого?

Игра «Дополни»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами В,НА,С,ИЗ,ПОД, и различать их.

Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра)

Ребёнок сначала называет предметы. Взрослый расставляет их на столе: посередине избушка, перед ней – садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает короткую историю, а ребёнок при этом договаривает предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала её кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Вышла (откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всём рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала её (куда?) на чердак ловить мышей.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: закрепление употребления и понимания предлогов.

Дети встают в круг. Логопед, бросая мяч, называет предмет и слово-помощник. Ребёнок, возвращая мяч, называет предложение. Например: Девочка, на… Девочка сидит на стуле.

Игра «С какого дерева листок – плод?»

Цель: учить пользоваться в речи предлогами С,У

Оборудование: большие картинки с изображением деревьев и маленькие картинки с изображением плодов, листьев, семян.

Взрослый показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Ребёнок говорит: (С берёзы, с клёна…) . Затем вместе ищут по листьям названное дерево по картинке.

Игра «Где находится предмет?»

Цель:

Дети рассматривают картинки и рассказывают, где находится предмет на каждой из картинок.

Игра «Найди, покажи, назови»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребёнок должен найти и показать на большой картинке предметы, изображённые внизу странички в рамочках. При этом показывая этот предмет ребёнок должен сказать, где он находится, употребляя предлоги: под,на,за,перед,около,между.

Педагог должен следить, чтобы дети использовали в речи полные предложения.

Игра «Куда положим предметы?»

Цель: учить детей обьединять предметы в пары находя общий признак и используя предлог В ; закреплять правильное употребление формы творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.

Детям предлагается навести порядок на кухне. Всё надо разложить по местам. Дети составляют словосочетания с предлогом В (Хлеб в хлебницу…. Салат в салатницу. Затем педагог спрашивает: С чем хлебница если в ней хлеб? Дети отвечают: Хлебница с хлебом.

Игра «Аквариум»

Оборудование: большая картинка с изображением аквариума и 8 предметных картинок (золотая рыбка, склярия, меченосец, сомик, гупии, улитки).

Цель: расширение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи; использование в речи предлогов: на.по,в,под,за,из-за

Дети составляют предложения, при этом, выделяют «маленькие слова». Например: Улитка ползёт по травинке. Гупии спрятались под листом.

Игра «Кто, где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В

Оборудование: картинки с изображением животных и картинки с изображением жилья животных; бумажные домики.

Ребёнок получает картинки с изображением животных. Взрослый задаёт вопрос: «Кто, где живёт?» Ребёнок отвечает на вопрос. Правильностьответа подтверждается картинкой закрытой бумажным домиком.

Игра «Поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов.

Оборудование: макет поезда; вагончики на каждом из которых изображена схема предлога; сюжетные картинки.

Детям предлагается распределить картинки в соответствии со схемой предлога.

В 1-й вагончик - картинки с предлогом из;

Во 2-й вагончик- картинки с предлогом на;

В 3-й вагончик – картинки с предлогом в.

Игра «Что без чего?»

Цель: закрепление конструкции родительного падежа с предлогом без; учить целостному восприятию предмета.

Оборудование: картинки с изображением предметов с недостающими элементами.

Детям предлагается картинка с изображением предметов, которые надо починить. Задаётся вопрос: «Что без чего?» (Например: Стул без ножки).

Игра «Бабушка и внук»

Цель: учить находить несоответствия составляя предложения по опорным картинкам подбирая нужный предлог в, на.

Взрослый детям рассказывает, как бабушка весь день прибирала. (В кашу – ложку, кошку на подушку, … Внук прибежал – всё разбросал.) Картинки раскладываются в разной последовательности. Дети исправляют ошибки подбирая парные картинки и составляют предложения используя предлоги в,на.

Игра «Времена года» - «Части суток»

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогом перед, за.

Оборудование: картинки с изображением времён года и частей суток.

Взрослый предлагает разложить картинки друг за другом так как идут времена года; части суток и ответить на вопросы: Какое время года идёт за весной?... перед зимой?... Что за чем следует? (Например: За летом - осень.)

Игра «Помоги Незнайке подобрать нужный предлог»

Цель: учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.

Оборудование: картинка «Незнайки»; сюжетные картинки на предлоги.

Детям предлагается внимательно прослушать предложения, которые составил «Незнайка» , определить, какого «маленького слова» в нём не хватает? и исправить ошибки.

Игра «Весёлый повар»

Цель: закрепление предложных конструкций с предлогом ИЗ.

Детям предлагается отгадать из каких фруктов и ягод приготовил повар угощение. Дети отвечают из чего он сделал сок? Сварил варенье? Ребёнок отвечает на вопрос полным предложением выделяя голосом предлог ИЗ.

Игра «Из чего сделан предмет?»

Цель: учить правильно использовать в речи предлог Из

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос: «Из чего сделаны все эти предметы выделяя голосом маленькое слово - ИЗ.

Игра «Котёнок Тишка»

Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогами: НА,ПОД,С/СО,ИЗ-ЗА

Оборудование: у детей карты с изображением предметов мебели и маленького котёнка прикреплённого к карте тонкой ниткой.

Взрослый рассказывает детям о котёнке Тишке, который, когда все уходят на работу – он бегает по дому и шалит, залезая всюду где ему интересно. Детям предлагается рассказать: Куда мог прыгнуть шаловливый котёнок при этом передвигая котёнка на ниточке с одного предмета на другой.

Игра «Порхающая бабочка»

Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогом НА; учить составлять предложения с предлогом НА; уточнить, что «маленькое слово» НА появляется тогда, когда предмет находиться наверху.

Оборудование: картинка с изображением цветов и бабочки прикреплённой ниткой к центру картинки.

Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки, уточняет названия цветов. Предлагает поиграть с бабочкой, которая перелетает с цветка на цветок.

Игра «Строим забор на даче»

Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных «маленьких слов» (предлогов) с опорой на предметную картинку.

Оборудование: предметная картинка, карточки в форме забора с названием предлогов.

Детям предлагается построить забор для дачи придумав предложения используя маленькие слова (предлоги) .

Игра «Найди детёныша»

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У

Оборудование: картинки с изображением животных и их детёнышей. На картинках цветные дорожки со стрелочками, ведущими от взрослого животного к его детёнышу.

Взрослый сообщает детям о том, что случилось с животными – они потеряли своих детёнышей. Взрослый предлагает отыскать их по цветным дорожкам со стрелочками. При этом дети отвечают на вопрос: У кого кто? (У козы – козлёнок… У коровы – телёнок…).

Игра «Составь схему предложения»

Цель: закреплять умение составлять предложение с предлогом

Оборудование: сюжетные картинки; картинки больших и маленьких домиков.

Дети составляют предложения. Для схем используют большие домики – это слова, маленькие домики – это предлоги.

Игра «Покажи схему»

Оборудование: карточки со схемами предлогов.

Взрослый называет предложения с предлогами. Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.

Например:

Ищет вещи Маша, Маша – растеряша

Их НА стуле нет,

И ПОД стулом нет,

НА кровати нет,

ПОД кроватью нет.

Вот какая Маша – Маша-растеряша.

Игра «Зашифруй предложение»

Цель: закреплять умение графически составлять схему предложения с предлогом. Уточнить, что предлоги пишутся отдельно.

Игра «Соедини картинку с предлогом»

Цель: закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.

Оборудование: у детей карта с предметными картинками в центре предлоги и стрелочки ведущие от предлога к картинкам.

Игра «Маленькие слова»

Цель: закреплять умение составлять предложение с опорой на предметные картинки и схему предлога. Уточнить, что предлоги служат для связи слов в предложении.

Игра «Скажи где?»

Цель: учить рассматривать картинки и отвечать на вопросы, поставленные в стихотворении.

Взрослый читает стихотворение и спрашивает: «Скажи где?» (по отношению к дому или машине) находится каждый сказочный герой.

Например: Вот машина,

Кто в машине,

Что под ней

И что над ней?

Игра «Будь внимательным»

Цель: учить дифференцировать предлоги различая их на слух.

Дети хлопают в ладоши услышав заданный предлог. Например:

детям предлагается хлопками выделить предлог ИЗ-ПОД

Тишка маму напугал из-под вешалки в углу

Очень часто вылезал из-под маленькой кроватки

Из-под кресла на полу С кем же он играет в прятки?

Игра «Слова заблудились стихи не получились»

Цель: учить вслушиваться в речь и правильно использовать предлоги, согласовывая их с остальными словами в предложении.

Дети слушают предложения и исправляют ошибки подбирая подходящий предлог.

Например: У стены стоит картина,

А под нею спит корзина

На стене клубок висит,

Кошка на клубке лежит.

Что-то перепутал я – Помогите мне друзья.

На стене висит картина

А под ней стоит корзина

В той корзине кошка спит

Рядом с ней клубок лежит.

Вот теперь порядок полный.

Ждёт всех нас пирог огромный.

Игра «Вопросы – ответы»

Цель: закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.

Взрослый бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос – дети отвечают правильно используя предлоги в речи.

Например:

За что можно спрятаться? (за штору, за дверь…)

Куда можно спрятаться?

Откуда мы возьмём ручку, если она на столе? (со стола)

Откуда мы достанем ручку, если она упала под стол? (из-под стола)

Откуда мы достанем мяч, если он закатился под шкаф?

Откуда выедет машина, если она остановилась за углом? (из-за угла)

Игра «Нелепицы»

Цель: уточнить и закрепить что предлоги служат для связи слов в предложении.

Дети исправляют предложения вставляя по смыслу нужный предлог.

Предложения:

Под столом портрет, над столом табурет.

На кровати светильник, под кроватью будильник.

На кровати картина, под кроватью – Ирина.

Игра «Кто на чём едет?»

Цель: учить детей употреблять предлог НА

Оборудование: картинки с изображением транспорта и животных

Дети получая картинки рассказывают –Кто на чём едет?

Задание усложняется когда дети определяют: Куда движется транспорт? (при этом они используют предлоги- наречия обозначающие пространственные отношения – (направо – налево).

Игра «Помощники»

Цель: учить детей дифференцированно употреблять предлоги активизируя внимание, слух и речь.

Оборудование: картинка с изображением шкафа и схемы предлогов: ПОД,ЗА,В,НА.

Детям предлагается помочь маме навести порядок дома.

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом.

И за шкафом,

И в шкафу,

И на шкафу.

Уточняется: «Какие маленькие слова мы произносили?»

Дети: За,под, на,в.

Лог. «Как одним словом они называются?»

Дети: предлоги.

Для закрепления понимания пространственных предлогов используются цветные сюжетные картинки. Схемы предлогов.

При этом, обязательно уточняются значения предлогов.

Маленькое слово НА появляется тогда, когда предмет находится наверху.

Когда предмет находится под чем –нибудь появляется «маленькое слово» ПОД

- когда предмет находится Под чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог ИЗ-ПОД

- когда предмет находится на чём-нибудь и движется оттуда, появляется предлог С.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ.


Разделы: Логопедия , Коррекционная педагогика

Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями, например предлогов. Для ребёнка, ещё не имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и явлений, эти служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в качестве самостоятельных слов.

В ходе работы расширяется познавательная деятельность детей, развиваются произносительные возможности, накапливается словарь. На этом этапе удобно провести работу над предлогами, над правильным их употреблением и использовании их в предложении.

О.В.Правдина считает это особенно важным потому, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И.Н.Садовникова также относит к аграмматизмам.

В работе над предлогами рассматриваются те предлоги, которые не употребляются детьми или смешиваются с другими. Например, часто дети заменяют предлог из предлогом с (пришёл с магазина; вернулся со школы). Сложные предлоги из-за , из-под заменяются предлогом из (выглянул из спины; выскочил из пола).

При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.

В работе с более старшими детьми следует уделить внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове. В школе детям придётся встретиться с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем: между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. Трудность для ребёнка разделения речевого потока на какие-то отдельные части вполне понятна. Ведь в устной речи ему важно просто выразить свою мысль, на задумываясь над тем, из каких «речевых отрезков» она состоит.

В работе над предлогами важно:

  • формирование представлений о смысловой значимости предлогов
  • формирование навыка правильного употребления предлогов
  • формирование представления о предлоге как отдельном слове

В работе над смысловым значением предлогов следует:

  • развивать и уточнять пространственные представления
  • перемещать различные предметы в пространстве
  • определять расположение предмета (его изображения)
  • определять расположение предмета относительно другого
  • узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры
  • использование графических схем и графического изображения предлогов

Предлагается последовательность изучения предлогов:

  • в, из, на, с
  • у, к, от
  • в, за
  • под, над, из-под
  • за, из-за
  • из, из-за

(Л.Н. Ефименкова)

Р.И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптических дислексий следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т.е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения. При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала она предлагает отрабатывать предлоги В НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.

Необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога: так, сначала необходимо отработать понимание и употребление предлога – «В» в значении местонахождения (где?), а затем – в значении направления действия (куда?): лежит в столе; кладёт в стол.

Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. Поэтому работу надо проводить не только над усвоением значения предлогов, но и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включая существительные других склонений. Например, сначала «кладёт в стол, в шкаф, в ящик», затем «кладёт в книгу, в машину, в сумку».

Использование предложных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, т.к. от глагола зависит значение предлога и падежная форма существительного: лежит (где?) в книге; кладёт (куда?) в книгу.

Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Материалом для работы с предлогами могут быть игры, загадки, физминутки.

Примерные виды работы

Игры

Тема: предлог (С)

    • Игра с мячом. С чем пьют чай? (С вареньем). С чем пекут пироги? (С мясом ). С кем ты дружишь? (С Колей) .
    • Игра «День рождения». Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.)
    • Игра «Дружные ребята». Дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку со словами: я буду играть с Таней, с Машей, с Димой.
    • «Что с чем?» Каша – с маслом, чай – с лимоном, коробка – с конфетами, чашка – с блюдцем, куртка – с капюшоном, пакет – с молоком.
    • «Найди ошибку» (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты.

Тема: предлог (НА)

    • Игра «На чём можно ездить?» с мячом. Лексическая тема «Транспорт». Можно ездить на … (машине, поезде, велосипеде,…)
    • Игра «Что на чём?» с предметными картинками. (Стол, книга; крыша, кошка; листок, дерево).
    • Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили? (Книгу – на стол; карандаш – на стакан; цветок – на ладошку.)
    • Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке) где висит картина? (Картина висит на стене).
    • Игра «Украсим комнату». Куда поставим вазу с цветами?

Цель : наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.

Оборудование: игрушки или маски (шапочки, костюмы, нагрудные картинки); предметы-заменители или макеты: деревья, пенек, солнышко, кочки, домики, избушка, печка; предметы: коврик, валенок, корзинка; магнитофон.

Варианты игры:

– логопед читает текст, дети изображают животных и выполняют их действия
– дети выполняют действия с игрушками
– проводится беседа по вопросам после прочтения сказки, делается акцент на словосочетания с предлогами, подбираются другие словосочетания аналогичных предложно-падежных конструкций

Текст:

«В один погожий летний день зайчишка вышел погулять.
Забравшись на высокий пень, он стал других зверюшек звать.
Бегут играть его друзья: ежонок и лисёнок,
Бельчонок шустрый прискакал и мишка-медвежонок.

Играть хотят зверятки в пятнашки или в прятки.
Зверятам весело играть: между деревьями скакать,
И прыгать по пенёчкам, и прятаться за кочками.

Играли долго малыши. Никто и не заметил,
Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.

Огляделись малыши – страшно и обидно:
Тишина в лесной глуши, домиков не видно.

Куда же им теперь идти и как дома свои найти?
И где же будут спаленки для зверяток маленьких?

Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!

Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят. (Музыка)
Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.

Утром лучик солнца заглянул в оконце.
Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла из-за печки,
А мишутка маленький выбрался из валенка
Поглядели из окошка и увидели дорожку.

К своим домикам зверюшки побежали из избушки
И, увидев своих мам, разбежались по домам!
Деток мамы обнимали, но немножко поругали:
Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»

Загадки

«С хозяином дружила, домик сторожила, живёт под крылечком, хвостик колечком»

1. Кто это? (Собака)
(«Приходит» игрушечная собачка.)
2. С кем живёт собачка? (С хозяином)
3. У кого из вас есть собачка? Значит, с кем из вас живут собачки? (С Таней, с Димой)
4. Где жила собачка в нашей загадке? (Под крылечком)
5. Где ещё могут жить собачки? (В конуре, в будке, в доме)
6. Где живут ваши собачки? (В доме, в квартире, в комнате)
7. Где ваши собачки любят спать? (На диване, на коврике)
8. Куда мы уложим спать нашу собачку? (На коврик)
9. Возьмите листочки бумаги и нарисуйте коврик для собачки.

Физминутки

«Чайки летают».

Логопед даёт инструкцию, дети изображают чаек.

– Чайки полетели к окну,
чайки полетели на коврик,
чайки залетели в домик,
чайки прилетели по д дерево,
чайки полетели над морем.

Примерное занятие с детьми 4 лет

Тема: В комнате у куклы Светы.

Цели:

  • повторение слов по теме «мебель»;
  • закрепление предлогов в , на , под ;
  • работа над выделением и произнесением звука «С»;
  • составление двусложного предложения и короткого рассказа.

Материалы: кукла, игрушечная мебель

Ход занятия:

1. В этой комнате живёт кукла Света. Какие предметы находятся в комнате? (Шкаф, стол, стул, кровать)
Как можно назвать это одним словом? (Мебель)
Где сидит Света? (На стуле)

2. У Светы живут зайчата, котята, утята. Они любят прятаться. Вышла Света из комнаты, а они начали прятаться: котята – под стол, зайчата – в шкаф, утята – под кровать. Пришла Света в комнату, стала искать малышей. Поможем ей.
Где котята? Где зайчата? Где утята?
Опять Света вышла из комнаты. Давайте поиграем в прятки! (Дети прячут малышей и проговаривают, куда)

– А теперь снова поможем Свете найти малышей.

3. Света устала, хочет спать. Уложим её в кровать. Что делает Света? (Света спит.) Какой звук вы услышали? (Логопед выделяет голосом «С»)

4. Послушайте, что можно рассказать про Свету и её малышей: У Светы жили малыши – котята, зайчата и утята. Однажды они спрятались. Света искала их. Мы ей помогали.
Кто жил у Светы? Что они сделали? Что делала Света?

(Дети отвечают на вопросы, затем сами повторяют рассказ.)

5. Итог занятия.

Примерное занятие с детьми 6 лет

Тема: Закрепление в речи предлогов У, К, ОТ.

Цели:

  • закрепить представление о предлогах как о маленьких словах;
  • учить составлять предложения и схемы к ним;
  • тренировать в определении места слова в предложении;
  • развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: мяч, схемы, чистые карточки, фломастеры, книжка С.Маршака «Где обедал воробей».

Ход занятия:

1. Сегодня мы будем заниматься с предложениями. Из чего состоят предложения? (Из слов) Приведите примеры слов; предложений.

2. Игра «Послушный мяч»: дети перекидывают друг другу мяч со словами: «Лети, мяч, от меня к …»

3. Какие маленькие слова мы использовали? (Логопед произносит фразу и выделяет голосом предлоги: к , от )

4. Возьмите полоски, будем составлять схемы предложений.

К Тане пришли гости .
__ ____ ______ ____.

– Сколько слов в предложении? (4 слова)
– Какое маленькое слово вы услышали в этом предложении? (К)
–На своих карточках напишите фломастером это слово; определите его место в предложении на схеме; положите эту карточку на нужную полоску.

К
__ ____ ____ ____.

– О ком говорится в предложении? Кто пришёл к Тане? Что сделали гости?

5. Следующее предложение:

Гуси опустились у реки .

(Количество слов в предложении; определение маленького слова, его места в предложении)

6. Предложение:

Витя отошёл от дома . (Аналогичная работа)

7. Посмотрим, кто у нас самый внимательный. Вспомним стихи С.Маршака «Где обедал воробей?»

(Логопед читает по одной строчке, дети находят маленькие слова)

– Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей. (В, У)

(Чтение сопровождается показом иллюстраций книжки.)

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям окружающей их жизни имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы стоит на пути индивидуализированного, дифференцированного и поэтапного коррекционного подхода к таким детям в детском саду и в школе.Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в несогласованности развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития.Нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР являются стойкими и могут сохраняться у школьников с общим недоразвитием речи до старших классов.

Проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики является наименее изученной. В работах Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, И.К. Колповской, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и др. при общем недоразвитии речи выделяется неправильное употребление предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи детей.

У большинства детей с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений.Зрительно-пространственные психические функции носят сложный характер и базируются на выборе факторов, среди которых центральное место занимает «пространственный фактор», связанный с переработкой информации поступающей от зрительных, слуховых и кожно-тактильных нервных окончаний, используемых для ориентации во внешнем и внутреннем пространстве.

Степень выраженности этой несформированности различна и не всегда соответствует тяжести двигательных и речевых нарушений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях -- в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с недоразвитием речи.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи. Целью коррекционно-логопедической работы является формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении и включается в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями диктуется необходимостью практического усвоения более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.

В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1) Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, с предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);

2) Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Например: по дороге, к дому, к машине и т.д.;

3) Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Например: ставит на стол, кладёт на стол, под стол, за стол.;

4) Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие. Например: лежит закнигой, перед книгой;

5) Предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающие местонахождение предмета (лежит на столе).

Из этих примеров видно, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение (кладет на стол, но лежит на столе). Исходя из этого, при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога.

В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения. Потом постепенно включаются существительные других склонений.

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов.После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.

На начальном этапе работы с предлогами можно использовать следующие виды заданий.

На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например: НА, ПОД), обозначающие место действия.

Работа проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.

Например:

1. Логопед дает детям «усеченное» задание:

Положи кружок... стол, а грибок... стул.

И спрашивает:

Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё раз: «положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?

Таким образом, логопед учит детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

2. Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.

3. Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.).

После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или по аналогии. Широко используются при этом подстановочные упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог.

Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например: Яблоки лежат ПОД столе, кошка сидит НА столом. Какие «маленькие» слова надо изменить?

Можно использовать и такой вид работы: раздать детям по 2 предмета (мяч и игрушка, коробка и карандаш и т.д.), предложить самостоятельно продумать, а затем продемонстрировать ряд действий с использованием этих предметов. Затем предложить им составить предложение так, чтобы в нем обязательно было одно из «маленьких» слов - НА, ПОД. Например: Я положил картинку на книгу, мячик под шкаф и т. д.

Наиболее перспективным в работе по формированию предложно-падежных конструкций является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой. Любая игра есть деятельность. При таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Участвуя в играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что-то новое, для ребёнка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам. В логопедических играх часто встречаются незнакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих случаях требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.), что приводит к хорошим, стабильным результатам коррекции.

Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с ОНР часто их опускают или воспринимают как часть слова. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь для ребенка важно понять, что предлог - хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.

Планомерная и систематическая работа по формированию предложно-падежных конструкций с детьми помогает скорректировать грамматический строй речи, развить монологическую речь детей, формирует предпосылки для успешного обучения в школе.

Литература:

1. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987.

2. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб, 1999.

5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. - СПб, 1999.

6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Спб, 2001.

Город Нижний Новгород МБДОУ № 2 "Берёзка"

У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.

«Чудо день»

Цели:

  1. Учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше;
  2. Использовать в речи предлоги для составления предложений: над, под, на, в.

Оборудование: настенное панно - дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках.

Воспитатель предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов, цветка, используя пространственные предлоги и наречения.

Вопросы:

  • Сколько гусениц с левой стороны дерева, сколько с правой?
  • Сколько гусениц ползёт вверх, а сколько вниз?
  • Где находятся облако, цветок по отношению к дереву?
  • Усложнение. Что изменилось на дереве? Сделай, как было.

«Теремок»

Цели:

  1. Учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;
  2. Отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование : картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.

Воспитатель предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под белочкой?»

«Заселите домики»

Цели:

  1. Уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Воспитатель предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.

«Маленькие слова в гостях у Мухомора»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;

Оборудование : карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Воспитатель предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.

«Прятки»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать последние в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной полянке; схемы предлогов.

Воспитатель вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети отыскивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

  • Кто спрятался выше всех?
  • Кто ближе к нам?

«Зашифрованное письмо»

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Воспитатель предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (мышка- схема предлога из-за - шкаф); ребёнок составляет предложение: «Мышка выглядывает из-за шкафа». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.

Ещё по данной теме:

Читайте также: