Самоанализ занятия материал по логопедии на тему. Самоанализ занятия в подготовительной группе Самоанализ занятие логопеда по уроку

Тема занятия соответствовала перспективному плану и программе обучения и воспитания.

Целью занятия являлось составление детьми рассказов о конкретных объектах картины с использованием метафор, представляя их в прошлом, настоящем и будущем времени.

На занятии решались:

1. Образовательные задачи: закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;

2. Развивающие задачи:

  • закреплять умение определять состав картины, моделировать его,
  • устанавливать взаимосвязи между объектами на картине, моделировать их,
  • упражнять в образовании и употреблении относительных и качественных прилагательных,
  • согласовывать их с существительными,
  • создавать образные характеристики объектов путем составления метафор,
  • работать над составлением рассказов о конкретных объектах, представляя их прошлое и будущее,
  • работать над четкостью дикции,
  • интонационной выразительностью речи,
  • развивать внимание, воображение, творческое мышление;

3. Воспитательные задачи: воспитывать умение сопереживать героям картины, понимать их чувства.

Технология построения занятия с точки зрения деятельностного подхода состоит из следующих аспектов.

Занятие проходило в несколько этапов. Положительных психологический настрой был создан в начале занятия, в процессе которого дети приветствовали присутствующих, используя разные формулировки приветствия, что создавало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом, принять на занятии незнакомых людей.

Вводно–организационный этап содержал загадки зимнего содержания, которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное, направленное внимание.

Содержанием мотивационно – побудительного этапа стало создание сюрпризных моментов: появление волшебников Дели, Давай, Отставай и Забегай, проведение игр «Подзорная труба», «Волшебный гость», «Что может быть таким же», «Угадай волшебника», «Как можно назвать». Это создало у детей внутреннюю мотивацию на деятельность. Они участвовали в моделировании связей слов в предложениях с использованием таблицы объектов картины.

На этапе актуализации проходила тренировка мыслительных операций, присутствующих во многих заданиях: например, предлагалось представить, что было раньше с воронами, снеговиком, Машей, Викой, Аней, что с ними случится потом (игра «Что было и что будет?»). Применяя такие приемы, мы развивали умение осмысливать предметы и явления окружающей действительности, учили детей осознавать преобразования объектов во времени.

На этапе получения новых знаний дети закрепляли известные им и знакомились с новыми свойствами и качествами предметов, учились их сравнивать, находили похожие, общие признаки. Дети составляли метафоры, используя карточки с изображениями предметов, имеющих общие качества и признаки. Происходило расширение объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов картины, их связях.

Во время динамической паузы мы продолжали работу по упражнению детей в подборе похожих по определенному признаку объектов, связанных с темой занятия: дети двигались и отвечали на вопросы, составляя метафоры. Они упражнялись в умении работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции.

На этапе практического применения полученных знаний и умений дети составляли рассказ об определенном герое, используя схему рассказа, выполняя определенные инструкции педагога к нему: например, обязательным являлось упомянуть, что было с героем до изображенного на картине, что будет после, а также использование метафор. Дети старались выполнить инструкции, пользовались схемой, формировали навыки самоконтроля при оценке своих рассказов. Они взаимодействовали с другими детьми: помогали, договаривали, дополняли рассказы.

На заключительном этапе занятия прошло обсуждение рассказов, объяснение оценок, данных рассказам в соответствии с выполнением инструкции логопеда. Дети демонстрировали осознание себя как участников творческого процесса, сформированность элементарных навыков самооценки.

Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая и обширная наглядность, сюрпризный момент, встреча с волшебниками, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия играми и заданиями, оно продолжалось 30 минут. Использовались здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики.

В процессе занятия реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей «Познание» (расширение знаний о зимних явлениях), «Коммуникация» (дети упражнялись в речевом общении взаимодействии со сверстниками, логопедом, незнакомыми людьми).

На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.

Тема занятия: Дифференциация звуков Б - Б , , П - П , .

Для показа я выбрала и продемонстрировала логопедического занятие в третьем классе (отделение КРО), направленное на коррекцию и профилактику акустической дисграфии. У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, нарушения письма очень часто встречается у детей с ЗПР. Поэтому основной моей задачей, как учителя - логопеда, является своевременно выявить и предупредить нарушения письма и провести коррекцию «специфических ошибок».

При планировании данного логопедического занятия была поставлена следующая цель: закрепить навык учащихся различать звуки Б - Б, П - П, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Реализуя цель занятия, я выполнила коррекционные, развивающие, воспитательные задачи, которые заключались в следующем:

Коррекционные:

  1. закрепить знания о звуках Б - Б, П - П, ;
  2. дифференцировать звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
  3. закрепить артикуляцию гласных звуков;
  4. соотносить звуки/буквы с символами;
  5. учить слышать и различать звуки по символам и артикуляции;
  6. обогащать словарь учащихся словами со звуками/буквами Б - Б, П - П, и грамматические формы речи;

Развивающие:

  1. развивать фонематическое восприятие;
  2. развивать умение формулировать ответы на вопросы;
  3. развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
  4. развивать внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;

Воспитательные:

  1. воспитывать самоконтроль;
  2. воспитывать желание активно работать на занятии.

На мой взгляд, поставленная цель и задачи логопедического занятия были достигнуты. Учащиеся справились с предполагаемыми заданиями.

Считаю, что в логопедическом занятии следует выдерживать чёткую структуру построения. Т. к. каждая часть занятия выполняет свою определённую цель.

В логопедическом занятии мной был сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на закрепление знаний о звуках Б - Б, П - П, и их дифференциацию (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте).Нельзя на логопедическом занятии не обратить внимание на сравнительную характеристику звуков с целью нахождения сходства и различия в произношении. С этой целью мной использовался приём «угадывание звуков по беззвучной артикуляции», который позволил уточнить кинестетические представления о звуках Б - П по положении губ, где большое значение имело мышечное ощущение, возникшее при артикуляции данных звуков. Таким образом, зрительное восприятие артикуляции послужило опорой при развитии фонематического слуха.

Также в своём занятии я использовала «анаграммы» (т.е. анаграмма представляет собой перестановку букв, посредством которой из одного слова составляется другое, например, липа-пила, кабан-банка). Зашифровка анаграммных пар предлагалась ученикам в стихах, где рассказывалось о смысле первого слова, а затем - о смысле второго. Считаю, что данный приём целесообразно использовать с данным контингентом детей, т.к. он направлен на «решение интеллектуальных задач» и профилактику «специфических ошибок» в виде перестановок букв на письме, определение местоположения букв по отношению к другим буквам в слове.

Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования информационных-коммуникационных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышает качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции письменной речи. Считаю, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. (Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, поэтому активно включаю в процесс использование ИКТ в своей практике). Для реализации поставленных коррекционных задач использовала компьютерную программу «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», т.к. считаю, что данная программа может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Практикум содержит упражнения по предупреждению и исправлению дисграфии. Как показывает опыт, использование ПК на логопедических занятиях позволяет проследить степень усвоения материала, представленного на заключительном этапе закрепления полученных знаний. Кроме того, программа помогает развивать память и внимание, которые необходимы для успешной учёбы детей с ЗПР в начальной школе. Также в занятие с целью профилактики нарушений зрения и физ. минутки была проведена гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий.

И наконец, одной из основных задач в коррекции дисграфии, преимущественно акустической является формирование и развитие у школьников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Исходя из выше сказанного, в процессе обучения, а далее и закрепления я использовала символы согласных звуков. Такая форма работы, на мой взгляд, позволяют добиться устойчивого внимания и восприятие характеристик звуков не механически, заучивая их наизусть, а осознанно. Ученикам предлагалось дать характеристику звукам, на основе которой отбирались необходимые символы. Например, синий квадрат - твёрдый согласный, зелёный - мягкий согласный. Колокольчик в квадрате - звонкий согласный, перечёркнутый колокольчик - глухой. Использование данного наглядного материала целесообразно в работе по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и подбор символов к словам. Предлагая данный вид работы, я шла от простого к сложному.

Необходимо отметить тот факт, что символы звуков позволяют поддержать интерес у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, у учащихся неустойчивая психика, с другой - в условиях продолжительной зимы у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

На занятии я старалась использовать разнообразные приёмы. Мною были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснения к действиям, «угадывание звуков по беззвучной артикуляции», «анаграммы», использования информационных-коммуникационных технологий. Кроме того, закрепление полученных знаний опиралось на использование мультимедийного материала и использование компьютерной программы «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», которые были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями обучающихся. На занятии я старалась выстроить личностно - ориентированное взаимодействие с учениками: выслушать каждого ребёнка, создать ситуацию успеха для каждого из них.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память.

В ходе логопедического занятия я почувствовала, что дети ориентированы на общение с педагогом: они слышат педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе.

Коротко скажу о достижениях личной цели. Я постаралась продемонстрировать свою профессиональную компетентность, преодолела психологический барьер, связанный с волнением.

Делая вывод, хочу обратиться к мнению Константина Дмитриевича Ушинского, который считал, что для прочности навыка требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, я в первую очередь должны была заинтересовать своих учеников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использовала разнообразные приёмы на логопедическом занятии.

В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом логопедическом занятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Самоанализ логопедического занятия

учителя-логопеда Калугиной Ирины Станиславны

МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа»

Тема занятия:

Коррекционная: "Работа над словом. Слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действие предмета; дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие";

Грамматическая: "Существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто? что?; глагол - часть речи, отвечающая на вопрос что делать?"; Слова-предметы. Слова-действия;

Лексическая: «Домашние и дикие животные

Логопедическое занятие, проведенное мною во втором классе с детьми, имеющими логопедическое заключение нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР, направленно на коррекцию и профилактику ОНР. У детей логопатов отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произвольной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, нарушения устной и письменной речи очень часто встречается у детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому основной моей задачей, как учителя- логопеда, является своевременное выявление и предупреждение нарушения письма, проведение коррекции «специфических ошибок».

При планировании данного логопедического занятия была поставлена следующая цель: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что? , составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

Планируемые результаты:

предметные: учить определять слова-названия предметов, действий, различать слова, отвечающие на вопросы кто? что? , ставить вопросы кто? что? что делать? что сделать?

метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)) :

регулятивные – адекватно воспринимать оценку своей работы учителем-логопедом, одноклассниками, проводить самооценку;

познавательные – уметь анализировать и соотносить различные языковые явления, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);

коммуникативные – строить понятные высказывания, задавать вопросы с целью уточнения информации;

личностные : - самоопределять «Я могу…»; ставят учебные цели и определят их достижение

На мой взгляд, поставленная цель и планируемые результаты логопедического занятия были достигнуты при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отражали одну тематику и были взаимосвязаны. Этапы занятия соблюдены. Один приём методически плавно перетекал в другой, подкреплялся картинным материалом, индивидуальными карточками, презентацией, с учётом речевой тематики занятия. Занятие включало фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы работы.

Учащиеся успешно справились с предлагаемыми заданиями. В логопедическом занятии мной был сделан акцент на упражнения и задания подобранные на закрепление знаний о словах-предметах и словах-действиях. Было обращено внимание на умение отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, где с помощью схем отмечались их сходства и различия в написании, а так же уточнение и развитие кинестетических ощущений с опорой на зрительные ощущения.

С целью решения интеллектуальных задач и профилактики «специфических ошибок» я использовала игры: «Четвертый лишний», «Умная сова», «Хлопни-изобрази».

Считаю, что современное занятие невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышает качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования компьютерных технологий, как способ оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи, предотвращения утомления детей, повышения эффективности логопедической работы в целом.

При закреплении дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие, уделяется внимание индивидуальной работе по карточкам. Например, записывать графически слова: если слово будет обозначать предмет (имя существительное), вы его обозначите одной чертой, если действие предмета (глагол) - двумя чертами.

Речевой материал подбирается в соответствии с принципом от простого к сложному. При закреплении полученных знаний опиралась на использование презентации и диски для проведения логопедического занятия, которые были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями обучающихся. На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с учениками выслушать каждого ребёнка, создать ситуацию успеха для каждого из них.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память логическое мышление. На логопедическом занятии я почувствовала, что дети ориентированы на общение с учителем они слышат учителя-логопеда, удерживают словесную инструкцию и работают в заданном темпе.

Так как самооценка является одним из требований стандарта, то на протяжении всего занятия детьми оценивался каждый этап работы. Самооценка выставлялась на оценочном бланке, по которому в конце занятия легко проследить успешность каждого ребёнка.

Я считаю, что благодаря использованию наглядности, новых информационно - коммуникационных технологий, логопедических игр, здоровьесберегающих технологий на занятие решены все задачи и достигнута цель - дети с ОНР научились определять слова-названия предметов, действий, различать слова, отвечающие на вопросы кто? что? , ставить вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий;

Самоанализ

открытого индивидуального логопедического занятия

Учитель- логопед Мелешко Н. Н.

Тема: «Автоматизация звука «Р», «Рь» в словах, предложениях и связных текстах.»

Занятие проводилось с ребенком 5 лет c диагнозом ОНР III . Данное мероприятие занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.

На занятии были поставлены следующие цели:

    Автоматизировать звук «Р» и «Рь» в словах, предложениях и связных текстах на материале дидактических и интерактивных игр.

    Ознакомить с буквой «Р».

    Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа слова.

    Активизировать словарный запас по лексической теме «Одежда», закрепить знания о мужской и женской одежде.

    Совершенствовать связную речь путем составления распространенных предложений.

    Развивать основные психические процессы: мышление, память, внимание, используя гейм-технологии.

    Формировать у ребенка заинтересованность в сотрудничестве и желание исправить свое речевое нарушение.

Для проведения занятия был изготовлен дидактический материал лэп-бук «Сундучок-звуковичок», подобраны коррекционно - развивающие игры.

Поставленные цели и задачи соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал ребенка к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут

Весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями ребёнка, отличается своей инновацонностью и современностью, что помогало максимально привлечь и распределить внимание ребенка, заинтересовать его, достичь высоких результатов в работе. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: наглядности обучения, сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

Активизации умственной деятельности ребенка способствовал выбранный удачный игровой прием, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства, порождает желание справится с припятствиями.

На занятии были использованы предметные картинки, настольно дидактические и интерактивные игры коррекционной направленности, упражнение на развитие звукового анализа слова. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, формированию падежных окончаний дательного падежа существительных, обогащению активного словаря прилагательными. Развитию связной речи на материале лексической темы «Одежда», закреплению знаний ребенка о женской и мужской одежде. Особое внимание уделялось развитию основных психических процессов: усидчивости, зрительной памяти, логического и абстрактного мышления.

В ходе занятия учитель-логопед особенно следила за четким проговариванием слов, предложений и связных текстов, тактично и доходчиво поправляла, просила повторить правильно.

На занятии ребенок работал активно, проявлял заинтересованность, ему очень нравился сам процесс он старался дать правильный ответ. Но при проведении упражнения по развитию фонематического слуха девочка испытала затруднение по определению место нахождения звука «Р» в слове «Буратино». Учитель - логопед оказала помощь ребенку. И девочка после объяснения справилась с заданием. Все занятие проходило в теплой атмосфере сотрудничества. Оно было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия были выполнены Результат был достигнут.

Самоанализ логопедического занятия по развитию устной речи

1. Предметная область: «Коррекция нарушений устной речи»

2. Участники (возраст, класс): дети с общим недоразвитием речи (5-7 лет) логопедической группы МБОУ «НШДС» г.Усинска

3. Цель: пополнение, уточнение и активизация словаря детей по лексическим темам «Зима», «Дикие животные зимой»

Задачи :

Ø воспитывать у детей интерес к живой природе, желание приобретать новые знания;

Ø учить детей выделять, подбирать и называть характерные особенности дикого животного (медведя), составлять словосочетания и простые предложения описательного характера по предложенным схемам; упражнять детей в образовании и правильном употреблении притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, беличий);

Ø развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), крупную и мелкую моторику.

Форма проведения занятия выбрана нетрадиционная – занятие-путешествие, что позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность. Занятие подчиняется одной сюжетной линии, где логопед – «Зима», а воспитанники – ее гости. Одна фраза: «Я приглашаю ко мне в гости, в зимний лес!», вместо традиционного: «Дети, садитесь на занятие» - дало мне возможность увидеть заинтересованность детей, эмоциональный подъем, желание «играть» со мной.

Преимущество у такого вида преподнесения материала в том, что занятие-путешествие запоминается детьми. Интерес к занятию не снижался из-за сюжетной ситуации и желания узнать, что будет дальше. Мотивационная деятельность детей обеспечивалась созданием проблемных ситуаций и мотивации заданий. Один и тот же сюжет можно провести через несколько занятий, изменив цель и задачи, или продолжив сюжет.

Занятие отвечает следующим дидактическим принципам:

1. Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего, я определила цель и задачи занятия, его содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Была продумана структура, ход занятия, подготовлен соответствующий наглядный, художественный и практический материал, музыкальное оформление, технические средства обучения.

2. Материал занятия соответствовал возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей организованна на достаточном уровне трудности. Обучение носило развивающий характер.

3. Занятие также носило воспитательный характер. Решались задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Воспитательное влияние на детей обеспечивалось содержанием материала, характером организации обучения.

4. Эмоциональный характер занятия. Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и красочности материала. Между мной и детьми сложились доверительные отношения, что позволило создать психологический комфорт детям.

5. В структуре занятия четко прослеживались три части – вводная, основная и заключительная. В вводной части мною была поставлена цель занятия, были созданы соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. Содержание основной части было подчиненно решению задач занятия. Поставленные задачи решались путем применения наглядных, словесных и практических методов. Опосредованные методы были основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание картины, показ слайдов). Рассматривание по картине было использовано для закрепления у детей знаний о диких животных, местах их обитания, их характерных особенностей, развития предметного, глагольного словаря и словаря притяжательных прилагательных. Рассматривание сопровождалась беседой по картине. Своими вопросами я побуждала детей использовать определенные слова и словосочетания. Основные вопросы были репродуктивного характера (Кто? Какой? Где?) и поискового, требующих установления связей и отношений между явлениями (Почему? Зачем?). Вспомогательные вопросы были наводящими и подсказывающими. Они отличались своей четкостью и целенаправленностью. Метод наглядного моделирования использовался при обучении детей составлению словосочетаний и простых предложений описательного характера. Введение наглядных моделей позволило мне целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, формировать умения выделять, подбирать и называть признаки объекта описания. Практические методы также были направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Опыт со снегом позволил расширить представления детей о его свойствах, закрепить в речи качественные и относительные прилагательные. Для развития речи детей широко применялись словесные приемы. Это и правильный речевой образец (цель – подражание детьми), и повторное проговаривание (с целью запоминания), объяснение (с целью раскрытия значения слов), указания, оценка детской речи (цель – повышение интереса к речевой деятельности). В оценке подчеркивались, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочеты исправлялись с помощью образца. Лексико-грамматические упражнения помогали развитию как видовых (животные), так и родовых понятий (дикие животные), освоению слов в их обобщенных значениях. Дети попадали в ситуации, когда они вынуждены использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. На занятии использовалась художественное слово – чтение стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, которые помогают упражнять ум, развивать мыслительные способности детей.

Таким образом, для активной речевой деятельности были созданы все условия. Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Ее цель – закрепить и обобщить знания, полученные на занятии, была достигнута.

6. На занятии оптимально сочетались коллективный характер обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход был организован с детьми, у которых плохо развита речь, с малообщительными и молчаливыми детьми.

7. Организация занятия отвечает всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям в детском саду. Это – освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала, эстетичность помещения, пособий. Была обеспечена тишина, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи логопеда и речь друг друга.

8. Учет результатов занятия позволяет в дальнейшем контролировать ход обучения, усвоение детьми программы детского сада, обеспечивает установление обратной связи, позволяет наметить пути дальнейшей работы с детьми на последующих занятиях.

9. Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях (по развитию связной речи, по ознакомлению детей с окружающим миром), в играх.

Открытое занятие с использованием ЭОР по развитию устной речи «Зимой в лесу» было проведено в МБОУ «НШДС» г.Усинска для воспитателей и учителей начальных классов в рамках преемственности ДОУ и Школ города 15.04.2012 г.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов : Microsoft Windows; Microsoft Office; Microsoft Word; Microsoft PowerPoint.

Ключевые слова : логопедическое занятие, развитие устной речи, коррекция нарушений устной речи, дети с общим недоразвитием речи, лексические темы «Зима», «Дикие животные зимой».

Мацакова Олеся Александровна, учитель-логопед

Место работы: Республика Коми, г.Усинск, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида" г.Усинска (МБОУ «НШДС» г.Усинска).

Читайте также: