Тренинг развития креативности и творческих способностей. Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творческих способностей Упражнения для тренинга по креативности и творчеству

Совокупность методов активного обучения и развития определенных качеств личности. В основном тренинг развития креативности и творческих способностей направлен на формирование навыков воображения, ассоциативного и образного мышления, а также умения находить и решать проблемы. Творческая игра в тренинге позволяет сделать процесс обучения не только эффективным, но и увлекательным, пробуждает скрытые творческие силы.

Методы развития творческих способностей в тренинге

Творческие игры в тренинге многочисленны и разнообразны. Наиболее часто они проводятся в форме соревнования между участниками или командами. Задания, выглядят несложными, но только на первый взгляд. Затруднения, возникающие при их выполнении, подстегивают азарт участников и делают тренинг развития креативности и творческих способностей увлекательнейшей игрой.

Упражнение «Что здесь общего?»

Ведущий предлагает участникам два слова, которые обозначают максимально отличные друг от друга предметы. Например: лампочка и ботинок или карандаш и яблоко.

Задача участников: найти между этими двумя объектами как можно больше сходных признаков. А это очень непросто. Побеждает тот участник, который придумает больше сходств.

Эта творческая игра в тренинге проводится также и в командах, в виде коллективного обсуждения. Предварительно разбивая группу на команды, следует помнить, что они не должны превышать 5 человек.

Упражнение «Ой, что это?»

Ведущий рассказывает, что в одной фантастической книге встретил неизвестное слово, и называет любое выдуманное сочетание звуков (храбыс, тубалька, фырень и т. д.).

Задача участников: пофантазировать и придумать, что это за объект, описать его, рассказать о свойствах, внешнем виде, пользе или вреде. Полезно даже нарисовать его.

Рассказы зачитываются, обсуждаются и определяются лучшие. Это задание не только активизирует творческое воображение, но и несет огромный заряд позитива. Только ведущий должен не забывать о доброжелательной атмосфере, которая необходима для тренинга развития креативности и творческих способностей, и поощрять и положительно оценивать каждого участника.

Наряду с играми-соревнованиями, методы развития творческих способностей в тренинге включают в себя изучение приемов активизации творческого мышления, которые тоже лучше проводить в виде групповых игр.

Метод фокальных объектов

Этот метод еще в 50-х годах прошлого века был популяризирован М. Вертгеймером и первоначально предназначался для конструкторских бюро, занимающихся усовершенствованием каких-то объектов. Но он прекрасно подходит и для творческой игры в тренинге. Проводить его лучше в группе, разбитой на небольшие команды.

Задача каждой команды: провести усовершенствование и доработку предложенной ведущим простой вещи, например, зубной щетки. Это и есть фокальный объект (помещенный в фокус). К нему «прилагаются» три любых случайных предмета (например: фонарик, яблоко, мобильный телефон). Их может назвать сам ведущий, или предложить командам подобрать предметы самостоятельно. Выполнение упражнение включает в себя следующие этапы:

  1. Участники должны выписать основные свойства дополнительных предметов.
  2. Скомбинировать эти свойства с фокальным объектом.
  3. Рассмотреть несколько вариантов и выбрать самый интересный.
  4. Обсудить варианты всех команд.

Например, результатом может быть зубная щетка с ароматизатором «Яблоко», встроенным таймером и подсветкой или круглой формы с кнопками переключения режимов и батарейкой для подогрева.

Тренинг развития креативности и творческих способностей, включающий подобные упражнения, не только приучает участников мыслить нестандартно, но и доставляет настоящее удовольствие. А это важно для развития творческих способностей, ведь они во многом связаны с желанием человека заниматься творческой деятельностью.

Многим современным людям интересно, как развить творческое мышление. Подобные навыки могут быть очень полезными для полноценной жизнедеятельности человека.

Для этого создаётся специальная литература, комплексы упражнений, электронные приложения и даже курсы, где ученики выбирают подходящего для себя преподавателя.

Существует мнение, что нереально обучить человека мыслить творчески, если эта функция не заложена в нём генетически. Однако это не совсем так. Конечно, на формирование творческого мышления влияют врождённые способности, однако, они не являются базовыми.

Обучать взрослых людей проще за счёт полезного багажа в виде жизненного опыта. Подумав, можно проследить интересную закономерность: большинство мастеров искусства и науки добились главных высот уже в зрелом возрасте, когда их навыки были отточены не только знаниями, но и постоянной практикой.

Главное знать, какие методы творческого мышления помогут воплотить мечты в реальность.

Реальная история о том, как на практике можно использовать методы творческого мышления

Семья Андрея не раз сталкивалась с проблемой непонимания. Потому многие, даже рутинные проблемы, решались спорами и ссорами. Не всегда получалось прийти к решению, которое устраивало всех членов семьи.

Существенных изменений получилось достигнуть, как только Андрей (глава семьи; 48 лет) увлекся идеей развития своего креативного мышления. Ему пришлось потратить немало времени на изучение соответствующей литературы. Сдаваться мужчина не собирался, потому сразу начал выполнять упражнения для развития творческого мышления.

Представители семьи делились на две команды. Одна группа разрабатывала пути решения появившейся проблемы, а другая – старалась развить каждую из идей, пока все не приходили к выбору подходящего варианта.

Со временем ссор в семье стало меньше, так как проблемы не накапливались, а решались совместными усилиями. Каждый мог проявить свою сообразительность и оригинальность.

Что такое творческое мышление и креативность?

Психологи дают разные определения понятиям «творческое мышление» и «креативность». Но в каждой формулировке есть две главные характеристики:

  • это способ мышления;
  • это процесс, что ведет к созданию чего-то нового и уникального.

Практически все методы развития творческого мышления под конечной целью подразумевают формирования оригинальной идеи, которая позволяет раскрыть хотя бы часть потенциала человека.

«У людей есть один чудесный недостаток – мы неспособны делать идеальные копии.»

(Остин Клеон из книги «Кради как художник»)

Условия, необходимые для развития творческого мышления

Ученые не один год занимались изучением влияния окружающих факторов на формирование креативной личности. Творческое мышление и особенности его развития напрямую зависят от средств обучения человека, а также воспитания.

Специалистов начали интересовать методы активизации творческого мышления. Со временем они выделили список способов стимуляции мозговой деятельности в нужном русле.

Известный психолог В.Н.Дружинин в своих трудах описал условия развития творческого мышления.

  1. Отсутствие установленного, стандартизированного образца поведения.
  2. Наличие положительного образца оригинального (креативного) поведения. Чем больше дети общаются с творческими взрослыми, тем выше вероятность формирования ребенка как изобретательной личности.
  3. Создания оптимальных условий для активной творческой деятельности.
  4. Подкрепление выбранного поведения со стороны социума.

Базовые методы развития творческого мышления основываются на вышеуказанных условиях.


Что нужно делать для развития креативности?

Различные способы развития творческого мышления базируются на нескольких основных рекомендациях. В современном мире совершенствоваться довольно легко.

  1. Попробуйте отказаться от стереотипов! Опора на существующие традиции не приводит к успеху.
  2. Старайтесь расширять свой кругозор всеми возможными способами: путешествия, чтение художественной и/или научной литературы, изучение иностранных языков, различные хобби.
  3. Решайте повседневные проблемы, импровизируя. Отходите от привычных действий, отдавайте предпочтения новым подходам.
  4. Знакомьтесь с новыми людьми. Чем больше знакомств, тем больше знаний и опыта можно перенять от других.
  5. Выполняйте упражнения для развития творческого мышления.

Книги для развития творческого мышления

Научиться мыслить творчески реально! Чем больше усилий приложит человек к работе над собой, тем быстрее достигнет желанных высот.

Существует масса книг и учебников, предназначенных для мотивации и обучения читателей. Такая литература идеально подойдёт активным людям, для которых развитие творческого мышления стало важной жизненной целью.

Среди огромного количества полезных литературных источников можно выделить несколько отличных книг.

  • Остин Клеон «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения»

Автор пытается донести мысль о том, что элементы творчества – это часть тех вещей, которые находятся вокруг нас. Не нужно быть гением, чтобы стать креативной личностью, достаточно просто быть собой и развивать все свои навыки.

Также Клеон описывает эффективные методы активизации творческого мышления.

  • Майкл Микалко «Рисовый штурм»

Эксперт по креативности рассказывает, как научиться производить только оригинальные и полезные идеи. Сотни необычных задач-головоломок, выполнение которых поможет самостоятельно генерировать толковые идеи в будущем.

  • Марк Леви «Гениальность на заказ»

Леви говорит, что пора отказываться от привычных методов решения задач, нужно учиться думать и действовать нестандартно.

Фрирайтинг – необычная технология развития творческого мышления, придуманная автором для создания оригинальных идей.

  • Эстанислао Бахрах «Гибкий ум»

Обязательное условие – сильное желание и стремление к саморазвитию.

  • Братья Маклеод «Создай свою вселенную»

Книга порадует не только полезным текстом, но и забавными иллюстрациями к ситуациям, что описываются братьями. Авторы разбирают некоторые приемы развития творческого мышления. Для этого они подобрали интересные задания, которые помогут раскрыть потенциал каждого читателя.


10 эффективных упражнений

Задачи на творческое мышление созданы для того, чтобы помочь людям развить свои скрытые или не до конца проявленные таланты. Не стоит думать, что заученные фразы из книг об эволюции креативности дадут стопроцентный результат. Как правило, теория – это только часть от целого комплекса методов по саморазвитию.

Полноценное формирование творческого мышления не столько зависит от изученной информации по данной теме, сколько от практики. Потому выполнять специальные упражнения – обязательная составляющая целостного процесса развития.

  1. «Место отдыха»

Во время рабочего дня сделайте себе 15-минутную паузу. Примите удобное положение, расслабьтесь и подумайте об идеальном месте для отдыха. Куда бы вы убежали, чтобы привести свои мысли в порядок? Возьмите листок и постарайтесь написать все мысли, которые приходят в голову.

  1. «Письмо в прошлое»

Вспомните себя в 8-10-12 лет. Проследите, какие существенные изменения произошли с вами за время взросления. Напишите письмо-совет себе ребенку.

  1. «Пустой стакан»

Как много вы можете сказать о пустом стакане? Создайте небольшой рассказ о нем. В качестве наглядного помощника поставьте посудину на стол и параллельно записывайте мысли.

  1. «Я никогда не…»

Составьте список из 50 вещей (поступков), которые вы никогда не сделаете. Подумайте почему. Что бы вас остановило?

  1. «Жизнь в 150 словах»

Представьте персонажа по имени Иван Булочкин (имя по желанию можно придумать самостоятельно). Придумайте ему жизнь (внешность, возраст, профессию, хобби, характер, семью, привычки). Хотели бы вы подружиться с таким человеком?

  1. «Монолог»

Попробуйте написать монолог от лица какого-то неживого предмета (свежесрезанный цветок, старая потёртая сумка, махровое одеяло, упавший листок, библиотечная книга).

  1. «Жалоба носка»

Вообразите ситуацию: мужской полосатый носок попал по ошибке в холодильник, который полностью забит продуктами. Возмущенный предмет одежды начинает жаловаться. Что бы он сказал? Запишите свои мысли.

  1. «Последние деньги»

Подумайте о своём кошельке. Представьте, что там осталось всего 500 рублей, а до зарплаты еще целая неделя. Необходимо поразмыслить и перечислить 10 вещей, которые вы бы купили на последние деньги.

  1. «Меню для любимого врага»

У вас есть возможность накормить «вкусностями» своего врага. Возьмите листок бумаги и составьте полное меню на один день (завтрак, обед, полдник, ужин).

  1. «Правила для домашнего питомца»

Представьте, что вашу собаку, кота, хомяка или другого любимца можно надрессировать обычным списком правил. Напишите инструкцию по поведению в вашем доме. Что бы вы хотели сказать своему питомцу?

Упражнения на развитие творческого мышления полезно проводить хотя бы 2-3 раза в неделю, чтобы прослеживался желаемый эффект. Обязательно доводите каждое задание до конца, не бросайте, выполнив лишь небольшую часть.

Любая технология творческого мышления включает в себя целый комплекс интересных и необычных задач, над которыми иногда долго приходится ломать голову.

Выводы

Очень важно знать, что такое творческое мышление, как развивать его в условиях повседневной жизни. Каждый, кто уже занимается саморазвитием, заслуживает высшей похвалы. Чем больше человек над собой работает, тем больше возможностей сможет открыть для себя в будущем.

Современная технология творческого мышления позволяет выбрать оптимальный вариант для каждого. Проверить уровень своих навыков можно специальными тестами. Их можно найти в интренете в свободном доступе или же обратиться в обучающие учреждения, которые помогут подобрать подходящий курс.

Благотворительный фонд

поддержки молодежных инициатив

«Мое поколение»

Раздаточные материалы

к тренингу

"Развитие креативного мышления:

как это помогает работе НКО"

Тренинг "Развитие креативного мышления: как это помогает работе НКО" 3

Этапы креативного процесса 3

Разминка 4

Осознание понятия "креативность" 4

Развитие креативности 5

Завершение 6

Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творческих способностей 7

Что, Откуда, Как 7

Земля круглая 8

Противоположности 9

Необычные действия 10

Применение умений 11

Популярные методики для поиска новых идей 13

Упражнения по вдохновению 13

Алгебра креатива 15

Мозговой штурм 15

Шесть шляп 16

Ментальные карты 16

Синектика 16

Метод фокальных объектов 17

Морфологический анализ 17

Непрямые стратегии 17

Автобус, кровать, ванна 18

Расшифровка 18

Ловушка для идей 18

Шаблоны для ума 18

Левые и правые 19

Рынок творчества 21

Креативный оркестр 21

Обнаружение в себе скрытых творческих способностей 22

Объявите неделю глупой идеи 24

Творческий процесс: методика креативности из пяти шагов 25

Тренинг "Развитие креативного мышления: как это помогает работе нко"

Креативность - способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Проявления креативности: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям. Условия актуализации: самообладание и уверенность в себе.

Этапы креативного процесса

    Подготовка : желание изменить ситуацию, решить проблему. Логический анализ, сбор информации, возникновение и проверка вариантов решения. Углубление, детализация и прояснение образа проблемы. Обнаружение несостоятельности известных способов решения.

    Фрустрация : сигнал для реорганизации деятельности. Осознание барьеров, недостаточности информации и источников её получения.

    Инкубация : прекращение логического поиска решения, и переход проблемы в подсознательную область, привлечение информации из прошлого опыта.

    Инсайт : поступление решения проблемы в сферу сознания.

    Разработка : проверка истинности логическими средствами.

    Верификация : Соответствует ли исходным данным? Будет ли это работать?

    Осуществление.

Разминка

Упражнение. Называя имя, сказать три характеристики на туже букву. Чем вызвано перечисление именно таких качеств? Что помешало назвать другие?

Упражнение. Называя своё имя, скажите формулу, которая, на ваш взгляд, достаточно точно описывает вашу личность.

Осознание понятия "креативность"

Упражнение . Кто-нибудь из круга представит себя в роли того или иного литературного героя, обязательно хорошо известного всем присутствующим… теперь мы будем задавать вопросы этому герою и попытаемся угадать, кто же это… (10 минут) Как появлялась догадка? Какие этапы креативного процесса вы отслеживали?

Упражнение . Предъявление рисунка с изображением куба… что вы видите на рисунке?

У нас возникли разные мнения, хотя на листе только 12 отрезков прямых. Как это объяснить? (Идея о влиянии опыта) (5 минут).

Упражнение. По команде все берут листы и рисуют 15 секунд, затем передают лист соседу справа и т.д. (влияние стереотипов на развитие сюжета, обнаружение критериев нестандартности: совмещение несовместимого, изменение ракурсов, масштаба и т.д.) (10 минут).

Упражнение. По кругу каждый будет говорить несколько предложений, и таким образом мы попытаемся сочинить рассказ о городе, где собрались и живут самые некреативные люди на свете… (10 минут).

Вариант . В группах по 4-5 человек слепить из пластилина, нарисовать, склеить из бумаги и т.д. город самых некреативных людей. Представление работ (30 минут).

Упражнение . В подгруппах по 4-5 человек составить список идей, принципов, привычек, которым вы особенно привержены, невозможность реализации которых вызывает у вас напряжение (10 минут). Обсуждение влияния этих принципов на поведение… Отметьте идею, которой вы на самом деле привержены, но до сих пор этого не осознавали и идею, которая была у вас, но которая теперь действует не так сильно… Что помогло преодолеть? (осознание принципов, тормозящих поиск новых решений) (20 минут).

Театр-экспромт . Распределяются роли. "…Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржёт. Недалеко от него пристроился на жёрдочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пёс. Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей тревожно зачирикал…. Пёс отчаянно залаял… Цыган уводит Коня. Пёс заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовёт мужа. Выскочил с ружьём из дома Хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведёт коня в стойло. Пёс прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать. Хозяин гладит Коня и бросает ему сена. Хозяин зовёт Хозяйку в дом. Всё успокаивается. Спит Пёс. Дремлет воробей на своём прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржёт… Занавес!" (10 минут).

Тренинг развития креативности.Цель тренинга: осознание креативности в себе и ее развитие. Развитие способностей педагогов находить новые нестандартные(креативные) способы решения задач;налаживание коммуникативных связей в педагогическом коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг развития креативности.

Цель : осознание креативности в себе и её развитие. Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.

Задачи:

  1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
  2. Осознание характеристики креативной среды.
  3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики . Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. *(Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380)

Обсуждение и принятие правил работы в группе:
проявлять активность;
слушать друг друга, не перебивая;
говорить только от своего лица;
если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться
напрямую к этому человеку, не говорить о нем в третьем лице;
не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную
информацию об участниках;
избегать критики при выполнении упражнений, если возникла потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения;
* в случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник
имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен заявить об этом публично

Упражнение «Знакомство» (5-7 мин.)

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".

Такой вариант представления требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками творческой среды. Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик. В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, стабильный, собранный, суетливый. В этом случае ведущий может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисленные таких, на первый взгляд, противоречивых качеств. Возможно обращение с этим же вопросом к группе. Бывает так, что кто-то из участников называет одноплановые качества: например, доброжелательный, добрый, дружелюбный. Ведущий может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.

В двух названных, а также других случаях (например, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внимание на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.

Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель : сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения : участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Инструкция : «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Трудно ли вам было выполнять упражнение?

Упражнение «На льдине» (10 мин.)
Описание упражнения.
Участники делятся на команды по 4-6 человек (желательно, что
бы в командах было одинаковое число участников и между ними
равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд
выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу.
Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина - это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя - кто сделает это, тот считается "утонувшим"». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15-20 с, ведущий сообщает,
что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по IV
части от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2- 3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше - выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается та команда, которая продержится дольше других.
Техника подразумевает тесный телесный контакт участников
и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется
проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.

Техника, помимо стимуляции участников к творческому решению
поставленной перед ними проблемы, способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально невозможно, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив этим
под угрозу действия всей команды.
Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими
в процессе выполнения упражнения, потом - своими соображения
ми по поводу того, что позволило победившей команде лучше справиться в такой ситуацией, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуации, где проявляются сходные механизмы.

Упражнение «Невероятная ситуация» (10-15 мин)
Описание упражнения.
Участникам предлагается поразмыслить над какой-либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: Их задача - представить, что такая ситуация все-таки произошла, и предложить как можно больше последствий для человечества, к которым она может привести. Упражнение выполняется в
подгруппах по 3-5 человек, время работы дается из расчета 5-6 мин
на одну ситуацию. Вот несколько примеров невероятных ситуаций
для этого упражнения.
Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле.
Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские.
У всех людей внезапно вырастут хвосты.
Исчезнут окончания во всех словах русского языка.
Доллар подорожает в 100 раз по сравнению со всеми другими валютами.
С облаков начнут свисать тросы до самой Земли.
Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт.
Коэффициенты трения у всех веществ на Земле уменьшатся
в 20 раз.
Все металлы превратятся в золото.
Люди научатся точно читать все мысли друг друга.
Возможны различные варианты проведения этого упражнения.
Например, нескольким подгруппам может быть предложена для об
суждения одна и та же ситуация. Тогда представление результатов
организуется следующим образом: каждая из подгрупп поочередно
получает слово для того, чтобы озвучить одну идею, повторяться
нельзя. Если оригинальные идеи у подгруппы исчерпались, она вы
бывает из игры; побеждает та команда, которая пробудет в игре дольше всего. Если же подгруппам предложены для обсуждения разные ситуации, то такое соревнование не проводится, вместо этого представители каждой из подгрупп озвучивают по 3- 5 идей, которые показались наиболее оригинальными.
Психологический смысл упражнения.
Тренировка умения генерировать необычные идеи применительно в том числе и к таким ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений.
Обсуждение. Какие из предложенных идей ярче всего запомнились, представляются самыми творческими? Чем именно интересны эти идеи? Что
способствовало выполнению этого упражнения, а что препятствовало? В каких реальных жизненных ситуациях пригодится умение
размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли вы привести
примеры из своего жизненного опыта, когда на первый взгляд невероятная ситуация становится реальной?
Упражнение «Необычные действия» (10-15 мин.)

Описание

Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь своё необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного-двух месяцев (на размышления дается 1-2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:

В чем именно они видят необычность этого действия?

Что, с их точки зрения, к нему побудило?

Как они оценивают это действие «задним числом» - к чему оно

привело, стоило ли его совершать?

Если в группе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем Числе участников группу лучше разделить на 2- 3 подгруппы, которые будут работать параллельно.

Смысл упражнения.

Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.

Обсуждение. Как необычные действия влияют на нашу жизнь - делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось совершить нечто необычное, но что-то остановило? Если да, то что именно остановило их и как это оценивается «задним числом» - правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить?

Упражнение

«Применение предметов» (10–15 мин.)

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  2. Как можно применять ваш предмет?
  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение

«Несуществующее животное» (10-15 мин.)

Цель : сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.

Материалы : ватман, цветные карандаши

Ход упражнения

Группа садиться за стол, предлагается ватман, цветные карандаши. Группа должна договориться какое животное они нарисуют и составить о нем рассказ: как называется это животное, какое оно (5 характеристик), что оно умеет и какую пользу принесет людям.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему вы выбрали это животное?
  2. Как оно называется, что оно умеет делать?
  3. Были ли сложности при выполнении упражнения?

Релаксация (5мин)

Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца .

Обратите внимание к своим ногам. Ступни расслабляются. Они чувствует приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подрагивать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он приятен и добр- этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою целебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией...

Медитация «Горная вершина » (5-7минут)

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза .

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

Упражнение «Творческая жизнь» (10-15 мин.)
Описание упражнения.
Участники, объединившись в подгруппы по 5-6 человек, получают задание: сформулировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их на листе формата АЗ-А2. Формулируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя
бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо
редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).
Психологический смысл упражнения.
Перенос рассмотрения проблем, креативности из плоскости специально смоделированных ситуаций в область бытовых, каждодневных жизненных реалий.
Обсуждение.
Листы, на которых записаны сформулированные командами рекомендации, выкладываются или вывешиваются для обозрения всех
участников. Представители каждой из команд по очереди получают
слово, чтобы озвучить свои рекомендации и кратко прокомментировать, каким именно образом следование каждой из них позволит сделать более творческой собственную жизнь.
Пример.
Вот в качестве примера и возможного материала для обсуждения в группе список таких рекомендаций, составленный специалистами по психологии креативности.
Регулярно выполняйте физические упражнения.
Следите за тем, чтобы ваша диета была разнообразной и сбалансированной.
Овладевайте техникой релаксации и медитации.
Совершенствуйте уверенность в себе.
Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы
и песни.
Читайте художественную литературу, развивающую воображение.
Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.
Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.
Займитесь живописью или скульптурой.
Посещайте вдохновляющие места.
Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.
Старайтесь быть более спонтанными и общительными.
Смотрите комедии и старайтесь сформировать свой собственный юмористический стиль. Слушайте классическую музыку.
Регулярно ищите способы вырваться из вашей «зоны комфорта».
Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.
Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.
Думайте о себе как о творческой личности.
Думайте о креативности как о способе существования.


Литература:

  1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.
  2. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с.
  3. Йири Шерер. Техники креативности: как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,– 136 с.: илл. – (Инновационные стратегии управления).
  4. 4.Н.В.Самоукина «Игры, в которые играют». Психологический практикум.Дубна.Феникс.1996

Комплекс занятий на развитие креативности "Творцы реальности"

Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО "Слуцкий Центр детского творчества"
Описание: Данный комплекс состоит из пяти занятий, продолжительностью 1 ч 20 мин, количество участников: 8-10 человек, возраст учащихся: 12-16 лет. Представленные игры и упражнения помогут развить творческое, конструктивное, нестандартное поведение и мышление, способность к импровизации, спонтанность. Занятия могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений.
Цель: развитие креативности, нестандартного мышления, способности к импровизации.
Задачи:
помочь учащимся осознать общие и личностные барьеры креативности и причины их возникновения;
научить техникам стимуляции креативности;
развивать творческий потенциал, способность к импровизации и спонтанность.

Занятие № 1

Цель занятия: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы, развитие внимания, воображения, оригинальности и расширение общего кругозора участников о творческих способностях людей.
Знакомство участников с правилами общения в группе:
1. Общение по принципу «здесь и теперь». Быть внимательным к своим мыслям, чувствам, действиям, которые возникают у вас у данный момент взаимодействия. Это необходимо для себя и других.
2. Принцип «Я-высказывания». Это значит, высказываться от своего имени: «я так думаю», «я так чувствую».
3. Принцип конфиденциальности – не выносить личную информацию участников за пределы группы.
4. Безоценочность высказываний. Означает не переходить на личности, а высказываться только через чувства: «Я испытываю гнев…»
5. Открытость и искренность настолько, насколько каждый считает это возможным. Лучше промолчать, чем сказать неправду.
Упражнение «Аллитерация имени»
Цель: организация знакомства участников группы.
Описание: участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя. Таким образом, каждый последующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Пример: Сергей строгий. Петр прилежный.
Упражнение «Мое имя»
Цель: формирование сплоченности группы, условий для самораскрытия каждого.
Описание: чтобы лучше запомнить друг друга, участники произносят по очереди свое имя определенным образом: тихо, громко, растянуто, утвердительно, удивленно, восторженно, вызывающе, нежно, злобно, разочарованно, задумчиво.
Упражнение «Что я умею?»
Цель: помочь участникам ближе узнать друг друга.
Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет вязать», и все те, кто умеет вязать, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже».
В ходе упражнения педагог побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.
После того как названо примерно 8-12 умений, ведущий останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет пять минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас».
Рефлексия:
Как вы себя чувствуете?
Как ваше настроение?
Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Упражнение «Внимание»
Цель: развитие умений использовать нестандартные методы решения в простейших жизненных ситуациях.
Описание: всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Необходимо определить, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры.
Рефлексия:
Насколько легко было выполнять это упражнение?
Какими средствами вам удалось привлечь внимание других участников?
Упражнение «Творческий человек»
Цель: осознание участниками существующих в их сознании стереотипов о том, какие люди являются творческими, а какие нет, и в чем это проявляется внешне.
Описание: участники берут по листу бумаги и выполняют следующее задание: «Положите, пожалуйста, ваш лист бумаги горизонтально и разделите его вертикальной чертой пополам. На левой половине листа нарисуйте творческого человека, а на правой – нетворческого: так, как вы их себе представляете».
На рисование дается 6-8 минут, потом рисунки раскладываются один под другим (таким образом, чтобы получился ряд изображений творческого человека, а параллельно – ряд изображений нетворческого) и участники поочередно комментируют, какие именно качества изображены на этих рисунках. Ведущий фиксирует называемые качества и потом, резюмируя, еще раз проговаривает те из них, которые упоминались чаще всего.
Рефлексия:
Что нового вы узнали по ходу выполнения этого упражнения?
Как, по вашему мнению, можно выразить фразу «нетворческий человек?»
Выработка ритуала прощания.

Занятие № 2

Цель занятия: формирование сплоченности группы, снятие мышечного напряжения и зажимов, создание в группе атмосферы доброжелательности, осознание барьеров креативности, развитие спонтанности, творческих способностей, умения свободно оперировать словесным мышлением.

Игра-приветствие
Цель: создание атмосферы доброжелательности и раскрепощенности, положительного эмоционального состояния.
Описание: каждый участник группы по очереди, не говоря, кому он адресует, произносит какое-либо приветствие. Остальные должны угадать, кому данное приветствие адресовано, и хором назвать его имя. Если звучат разные имена, то автор приветствия сообщает имя адресата.
Упражнение «Воздух, желе, камень»
Цель: формирование сплоченности группы, снятие мышечного напряжения и зажимов.
Описание: группа располагается в форме круга. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде ведущего «ВОЗДУХ!» участники пытаются сделать свое тело максимально «эфирным», лишенным самого малейшего напряжения, почти парящим. По команде «ЖЕЛЕ!» участники представляют себя в виде находящегося на тарелке желе, оно колышется, вибрирует, в нем присутствует структура. И наконец, последняя команда «КАМЕНЬ!» – требует от каждого участника застыть в позе, в которой его застигла эта команда, напрягая до предела все тело. Ведущему важно не только время от времени менять команды, но и тщательно контролировать ход упражнения, проверяя степень расслабления- напряжения мышц, поддерживая в учащихся интерес к изучению своего тела и групп мышц, задействованных в работе.
Упражнение «Креативность?»
Цель: формирование общего представления понятия «креативность» и выделение признаков креативности.
Инструкция: «Сейчас я предлагаю каждому из вас взять лист бумаги и нарисовать креативность, так, как вы ее понимаете. У вас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда все закончат свои рисунки».
После того, как участники завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он(а) понимает, что такое креативность.
По ходу обсуждения педагог предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того, как все выскажутся, ведущий подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития.
Упражнение «Социальные роли»
Цель: самопрезентация через социальную роль, обучение безоценочности суждений, развитие спонтанности и креативности.
Описание: в ценре стоит пустой стул. По мере готовности каждый участник группы садится на него и представляет себя в любой роли. Это могут быть роли собственные или других людей, исторические роли, из настоящего или из будущего. Презентация роли длится 3-5 минут. После презентации участники группы задают вопросы, уточняющие роли.
Ведущий обращает внимание на то, чтобы вопросы были уточняющими, а не оценивающими, поддерживает участника в праве выбора любой роли.
После презентации каждого участника организуется социодрама. Тема задается ведущим с учетом набора сыгранных ролей. Примерные темы: «Жизнь в новом государстве», «Один день с новыми знакомыми», «Кто мы?» и т.д. Время действия 5-10 минут.
Рефлексия:
Как была выбрана роль?
Как чувствовал себя во взаимодействии с другими в этой роли?
Какие аналогии из реальности внесены в роль?
Как отозвались роли других?
Упражнение «Удивительный рассказ»
Цель: развитие письменной речи, творческих способностей и умения свободно оперировать словесным мышлением, осознание барьеров креативности.
Описание: Каждый из участников пишет в верхней части листа бумаги четыре буквы: Н Г О К. По сигналу тренера необходимо составить как можно больше предложений, в которых первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое – на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Время выполнения 3 минуты.
Через три минуты педагог предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.
Ведущий предлагает продолжить составление предложений еще в течение 3 минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.
Затем задание усложняется: каждый пишет рассказ о группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания дается 5 минут. (Можно не задавать тематику написания рассказа).
Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.
Рефлексия:
Опишите свое состояние при выполнении этого упражнения?
Столкнулись ли вы с какими-либо трудностями? Почему?
Ритуал прощания.

Занятие № 3

Цель занятия: развитие артистических способностей участников группы, воображения, речи, формирование навыков и умений управления креативным процессом, развитие гибкости, оригинальности и нестандартности мышления.

Упражнение «Разминка»
Цель: развитие воображения, пластичности, артистичности.
Инструкция: «Походите, как младенец, который только начал ходить, как старый человек, как эстрадный певец, как артист балета, как человек, которому некуда спешить и др.».
Упражнение «Отгадай»
Цель: развитие коммуникативных навыков и способностей эффективного использования невербальных средств общения.
Описание: У педагога в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия, например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д.
Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача – узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, сообщить Светлане, что написано на карточке».
Отгадывающим следует обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у них будут возникать в ходе выполнения задания, и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.
Рефлексия:
Возникли ли у вас трудности в этом упражнении? Какие?
Как вы думаете, что помогало вам дать правильный ответ?
Как изменялось ваше состояние по ходу выполнения упражнения?
Упражнение «Не может быть»
Цель: развитие воображения, речи, способности изменить картину мира таким образом, чтобы увидеть в ней новые признаки и возможности для существования.
Описание: Каждый участник должен назвать что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказать случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»
Рефлексия:
Трудно ли вам было придумать что-нибудь невероятное? Как вы думаете почему?
Что мешало активному процессу мышления? А что наоборот, подталкивало вас к новым идеям?
Упражнение «По щучьему велению»
Цель: развитие коммуникативных способностей, умения обратиться к другому человеку с просьбой, умения понимать другого.
Описание: Водящий говорит: «По щучьему велению, по моему хотению…» Обращается к кому-то конкретно и о чем-то его просит. Например, просит пройтись по комнате или загадать загадку. Исполнивший просьбу становится водящим.
Упражнение «Мяч желаний»
Цель: формирование навыков и умений управления креативным процессом, развитие гибкости, оригинальности и нестандартности ответов.
Описание: Ведущий бросает участнику мяч и называет при этом любой предмет. Тот, кому достается мяч, называет три нестандартных способа использования этого предмета. Например, при броске произнесли слово «молоток». Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.
Обязательное условие – не прибегать к универсальным способам использования большинства предметов, так как почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.
Рефлексия:
Трудно ли было выполнять упражнение? Почему?
Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?
Что подталкивало вас на возникновение новых идей?
Ритуал прощания.

Занятие № 4

Цель занятия: развитие креативности и умения логически мыслить и излагать свое мнение, осознание барьеров проявления креативности и выделение этапов креативного процесса, развитие чувства юмора.

Упражнение «Упрямый осел»
Цель: разогрев тела, формирование его готовности к работе, активизация участников занятия.
Инструкция: «Об упрямстве ослов ходят легенды. Если осел остановился на дороге и отказывается идти вперед, то от хозяина требуется недюжинное упорство, терпение, а порой и физическая сила, чтобы сдвинуть с места серого упрямца. Представьте, что в руке у вас повод, к которому привязано животное. Попытайтесь сдвинуть его с места! Ослабляйте время от времени повод и пробуйте вновь! Учтите, что у упрямого ослика достаточно сил и времени. Успеха!».
Упражнение «Апельсин»
Цель: развитие воображения, формирование способности изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования.
Инструкция: «Давайте вообразим, что это (педагог показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе».
Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения педагог побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, «Давайте работать быстрее».
Также ведущий обращает внимание группы на моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «кубинский». В этом случае педагог может сказать: «Появилась новая область – страна-производитель».
Упражнение «Куб»
Цель: развитие креативного мышления, осознание барьеров креативности.
Описание: У ведущего в руках лист с изображением куба. Он просит посмотреть на рисунок и сказать, что на нем изображено. Участники высказывают свои версии. Педагог подводит итог, повторяя то, что было сказано. Обычно, это – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната и т. д. Ведущий говорит: «У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время, очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Как это объяснить?»
В процессе обсуждения участники группы высказывают идеи относительно влияния предыдущего опыта на восприятие, когда «узнается» ранее выстроенная в сознании конструкция.
В зависимости от уровня группы идея может облекаться в разные формулировки: «мы узнаем вещи, которым сами дали имя (название), при этом другие могут даже не подозревать, что этот объект означает для нас», «нам сказали, что такая форма называется кубом, поэтому мы и видим его» и т. д.
Упражнение «Необычный рисунок»
Цель: развитие креативности, осознание барьеров ее проявления.
Описание: Участники группы сидят по кругу. В кругу лежат цветные карандаши, мелки, фломастеры, листы бумаги.
Каждый из участников берет лист бумаги и все-то, что ему потребуется для рисования на своем листе бумаги. На рисование отводится 15 секунд. Через 15 секунд каждый передает свой лист соседу слева. После того, как участник получает лист, на котором уже что-то нарисовано, он должен дорисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Работа продолжается до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу и не вернется к «хозяину».
Упражнение «Блицтурнир»
Цель: развитие оперативности, умения логически мыслить и излагать свое мнение, развитие чувства юмора.
Описание: Каждый пишет на листке бумаги по одному вопросу, сворачивает листок и кладет в шапку. Затем участники по очереди вытаскивают листки, читают вопросы и пытаются на них ответить. Другие члены группы также могут предложить свои варианты ответов. При этом каждый имеет право не отвечать.
Ритуал прощания.

Занятие № 5

Цель занятия: развитие внимания, воображения, быстроты мышления; осознание участниками применения собственной креативности, умения принимать нестандартные решения в определенных ситуациях.

Упражнение «Назови предмет»
Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты мышления.
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем – называем какой-либо цвет, а когда ловим – объект такого цвета. Будем внимательны: не повторяем те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе».
Упражнение «Ваше впечатление»
Цель: развитие внимания, памяти, формирование умений выражать свои чувства и отношения через образные выражения или явления окружающего мира, предоставление обратной связи.
Инструкция: «Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты».
Когда две минуты прошли, педагог продолжает инструкцию: «Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание».
Упражнение «Первая проба на роль»
Цель: осознание применения собственной креативности, умения принимать нестандартные решения в определенных ситуациях.
Описание: В центр круга ставится стул – «стул презентации». Каждый участник группы по очереди садится на этот стул, а остальные представляют себя кинорежиссерами, которым предстоит снимать некий фильм. Для фильма, разумеется, нужно подобрать актеров, пригодных для исполнения той или иной роли. Нужно определить, какая роль по внешним признакам человека и особенностям его поведения в большей степени ему соответствует. Возможно, это роль героя из известного произведения: кинофильма, сериала, сказки. Можно придумать собственный сценарий. В этом случае, кинорежиссер должен описать, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек на «стуле презентации»: его возраст, социальный статус, другие его характеристики, время действия фильма и т.п. Участнику, сидящему на «стуле презентации», не нужно ничего говорить. Он только слушает мнения других. Не обязательно должны высказаться все по каждому сидящему на «стуле презентации». В первую очередь, говорят те, у кого уже появилось четкое представление о возможной роли кандидата.
Рефлексия:
Что Вы чувствовали, сидя на «стуле презентации»?
Какие роли, предложенные вам кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже протест?
Какую роль вы бы сыграли с удовольствием?
Трудно ли, будучи кинорежиссером, определить роль, наиболее подходящую для каждого человека?
В каких случаях это удавалось достаточно легко?
Упражнение «Вместе или раздельно?»
Цель: развитие внимательности и логического мышления.
Описание: Один из участников выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Вначале признак этот должен быть только визуальным. Нарпимер, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом – те, у кого очков нет. Или в одной группе – те, у кого на руке есть часы, в другой - участники без часов...
После того, как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать «картинку» и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников по группам.
На «продвинутом» этапе можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов...
Упражнение «Человек из будущего»
Цель: развитие воображения, нестандартного и творческого мышления.
Описание: В течение 5 минут участники должны разделиться на две команды, выбрать 1 члена команды и представить его в образе Человека из Будущего. Для превращения можно использовать набор предметов, который находиться у каждой команды (тарелка, ленточки, скотч, цветные карандаши, пластмассовые пробки, значки). Затем каждая команда представит своего героя, используя в своей защите нестандартные ответы на следующие вопросы:
- Где живет главный герой?
- Что он любит кушать?
- Какая у него профессия?
Защита работ.
Ритуал прощания.

Читайте также: